Транспарентность арбитражных судов в РФ была и остается одним из важнейших направлений рейтинговых исследований РАПСИ. Предыдущие исследования были посвящены в основном открытости арбитражных судов в Интернете. Тем не менее, сторонам по делу, возможным участникам судебных разбирательств, журналистам и рядовым гражданам очень важно получать информацию из суда также и по привычным и проверенным временем каналам коммуникации, прежде всего телефонным.

Прошлогодний рейтинг "телефонной открытости" арбитражных судов субъектов РФ Вы можете посмотреть тут.

Редакция РАПСИ провела исследование, в ходе которого пыталась выяснить, насколько быстро можно дозвониться в арбитражные суды Российской Федерации и можно ли это сделать вообще. Результаты исследования приведены в рейтинге "телефонной открытости" арбитражных судов. В него вошли арбитражные суды всех субъектов РФ. Аналогичные исследования в рамках серии рейтингов телефонной открытости РАПСИ намерено провести и по другим звеньям подсистемы арбитражных судов.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Сначала были определены телефоны справочных служб каждого из судов. Источниками информации для этого явились официальные сайты судов.

Рейтинг "телефонной открытости" арбитражных судов субъектов РФ 2012 года. Полные результаты  >>>

Затем с официальных сайтов судов были собраны данные об официальном времени работы судов, когда, соответственно, должны быть доступны телефоны их справочных. Так как звонки в суды осуществлялись из Москвы, данные были скорректированы с учетом часового пояса, в котором находится каждый из судов.

"Обзвон" судов до получения первого результата состоял из трех этапов: утро (30 минут после начала работы), обед (за 20 минут до перерыва на обед), вечер (за 30 минут до конца рабочего дня). Время, затраченное оператором РАПСИ, на  достижение результата с момента первого телефонного гудка и отражено в настоящем рейтинге. Чем быстрее в суде брали трубку, тем выше его позиция в рейтинге. Три этапа "обзвона" были введены, чтобы исключить случайность в выводах, а также для случаев, когда телефон суда оказывался занят. Если результат был получен, и трубку в суде снимали, то более звонков в этот суд оператором не производилось.

Длительность ожидания ответа на звонок составляла 30 секунд. В случае превышения это временного интервала суд штрафовался на 20 секунд. Эти 20 секунд плюсовались к времени, затраченному оператором на дозвон до суда при следующем звонке. Штраф в 20 секунд вместо 30 введен намеренно, чтобы сделать условия исследования максимально лояльными для объектов исследования.

Если линия была занята, то штраф не начислялся, и время в таблице было указано по времени следующего этапа обзвона. При этом если все три раза наш оператор попадал на занятую линию, то суд занимал нижние позиции в рейтинге, так как до него фактически невозможно дозвониться и занятость линии в данном случае нельзя считать случайным фактором.

В итоге на 20 секунд были оштрафованы 9,9% от всех арбитражных судов субъектов РФ – 8 судов из 81. В их число вошли: Арбитражный суд Еврейской автономной области, Арбитражный суд Самарской области, Арбитражный суд Республики Карелия, Арбитражный суд Саратовской области, Арбитражный суд Краснодарского края, Арбитражный суд Пензенской области, Арбитражный суд Московской области, Арбитражный суд Республики Коми.

Примечательно, что арбитражные суды Ульяновской области и Республики Тыва 20-секундного штрафа не получили, но показали результаты худшие, чем у большинства оштрафованных судов.

Последнее место в рейтинге занял Арбитражный суд Чеченской Республики. Данный суд оказался абсолютно недоступным.

Лидером рейтинга стал Арбитражный суд Воронежской области, операторам информационной службы которого потребовалось более секунды, чтобы снять трубку и принять звонок из РАПСИ. Очень оперативно (менее трех секунд) отвечают операторы в 10 судах из 81 (12,3%), помимо уже упомянутого лидера рейтинга в их число вошли: Арбитражный суд Челябинской области, Арбитражный суд Рязанской области, Арбитражный суд Курской области, Арбитражный суд Тамбовской области, Арбитражный суд Республики Мордовия, Арбитражный суд Республики Калмыкия, Арбитражный суд Амурской области, Арбитражный суд Республики Бурятия, Арбитражный суд Липецкой области.

По сравнению с 2011 годом, среднее время ожидания ответа уменьшилось на 1,93 секунды (-17,07%) и составило 9,37 секунды. В текущем 2012 году процентное соотношение судов показавших результат выше среднего увеличилось на 6,75%, что составляет  68,75%. Данная положительная тенденция свидетельствует об уменьшении среднестатистического ожидания ответа на звонок в арбитражные суды субъектов РФ.