В России появятся специализированные административные суды, однако когда это произойдет, сегодня точно не скажет никто. Недостаток более внятных прогнозов по факту вызван отсутствием политической воли и царящей неопределенностью в решении многих вопросов. Например, о финансировании таких судов и построении их вертикали в отечественной судебной системе. Таковы итоги круглого стола, который состоялся в агентстве РИА Новости в понедельник.

Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

Верховный суд (ВС) РФ вот уже полтора десятилетия ратует за появление в системе судов общей юрисдикции самостоятельного административного судопроизводства, однако все последние годы имеющаяся законодательная база по данному вопросу никак не развивается. При этом только в минувшем году  в стране было рассмотрено около 226 тысяч дел, возникающих из публичных правоотношений, которые рассматривались в рамках гражданского судопроизводства. Более половины (51%) заявлений граждан, недовольных решениями властей по вопросам публичных правоотношений, было удовлетворено, а решения муниципальных властей признавались неправомерными в 82% случаев.

Весь этот вал дел могли бы рассматривать именно административные суды в рамках собственной системы. Об этом на круглом столе говорили и нынешний полномочный представитель Госдумы в Конституционном суде (КС) РФ депутат Дмитрий Вяткин, и ректор Российской академии правосудия Валентин Ершов. По их мнению, в компетенцию административных судов могло бы войти оспаривание нормативных правовых актов, действия либо бездействие должностных лиц, а также производство по делам об административных правонарушениях. "Данный вопрос уже принципиально решен", - добавил Ершов.

Это, в свою очередь, неминуемо бы разгрузило как суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды, которые сегодня порой попросту задыхаются от вала подобных дел.

Но в ближайшее время, судя по всему, мини-реформы не произойдет. Даже несмотря на то, что более половины (54%) судей и работников судов, принявших участие в одном из недавних специализированных соцопросов, высказались за создание административных судов. При этом, по мнению члена Общественной палаты Дениса Дворникова, судебная система морально готова к появлению судов такого рода, а в его компетенцию могли бы войти и дела по новым резонансным законам, например, о митингах или об иностранных агентах. Однако, продолжил Дворников, одного лишь согласия представителей судебной системы мало, и необходима "дискуссия, которую следует вести всей страной, а не только в пределах Садового кольца".

В свою очередь, законодатели собираются существенно дорабатывать законопроект об административных судах, который с 1996 года лежит без движения в Госдуме. "Вопрос о возвращении к работе над этим документом парламент уже обсуждал, и в ходе этой дискуссии была высказана мысль, что в России следует выстроить целую систему специализированных судов. Но все сводить только лишь к принятию законопроекта – значит, до предела упростить ситуацию. Создание системы административных судов потребует очень серьезных бюджетных затрат, и только принятием соответствующего закона проблему не решить", - подчеркнул зампред думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин.

Участники круглого стола выразили единодушие в том, что административные суды  должны создаваться и действовать именно в рамках судов общей юрисдикции, при этом рассматривая многие дела, сегодня подведомственные арбитражным судам. При этом на взгляд ректора  Российской академии правосудия Валентина Ершова, административные суды первой инстанции должны создаваться на уровне субъектов федерации, но подведомственная им территория не должна совпадать с географическими границами существующих регионов. Высшей же инстанцией призван будет стать Верховный суд РФ.

Продолжение дискуссии о необходимости выстраивания системы специализированных судов следует ожидать на 8-м всероссийском съезде судей, запланированном на 3 декабря текущего года.

Обсуждение будет жарким. Хотя бы потому, что своего мнения на сей счет еще не высказал Антон Иванов, который вряд ли согласится, что руководимая им арбитражная система в обозримом будущем может утратить часть полномочий.