Право на фотосъемку часто становится предметом дискуссий, связанных с вопросами безопасности: блогеры, фотографы и обычные пассажиры сопротивляются запретам на фотографирование без согласия администрации метрополитена, вокзалов или аэропортов. Фотолюбители жалуются на "устаревшие" нормативные акты, ограничивающие их права.

Верховный суд (ВС) РФ в пятницу подтвердил необходимость согласовывать фото- и видеосъемку в специальных зонах аэропорта, включая место у трапа самолёта.


Авиа-хобби

С жалобой в высшую инстанцию обратился юрист Евгений Дубровский. Для участия в качестве представителя в судебных заседаниях в регионах мужчина часто пользуется авиатранспортом. По словам административного истца, фотографии самолётов и его личные снимки на фоне авиатранспорта — невинное хобби, которое незаконно ограничивают.

"Когда я лечу на самолёте, я всегда записываю бортовые номера лайнеров и вношу их в свой список, а также делаю фотографию на их фоне. Я люблю авиатранспорт. В случае неблагоприятных инцидентов с самолётами, о которых я узнаю через СМИ, обязательно сверяю бортовые номера: вдруг я на нём летал?" — рассказал РАПСИ административный истец.

Недовольство юриста вызывает запрет служб безопасности аэропортов на фотосъемку возле самого самолёта при посадке пассажиров на борт. Службы безопасности ссылаются на подпункт "б" пункта 16 Положения об авиационной безопасности аэропортов, который запрещает использовать в контролируемой зоне без разрешения администрации фото- и видеоаппаратуру.

Административный истец считает, что оспариваемое положение распространяет своё действие только на работников аэропорта и никак не относится к пассажирам. Применение запрета на съемку самолётов противоречит закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и закону "О защите прав потребителей", считает Дубровский.

"Самое главное, что никакой угрозы безопасности полёта не происходит: все планы и схемы современных самолётов давным-давно выложены в интернете", — сказал административный истец.

Вопросы безопасности

Административный ответчик — Министерство транспорта РФ — возражал против удовлетворения искового заявления, основывая свою позицию на необходимости поддерживать безопасность пассажирской авиации.

"При планировании акта незаконного вмешательства (теракта — прим. ред.) информация, полученная с помощью фото, может быть использована в нехороших целях", — заявил представитель Минтранса Дмитрий Коновалов.

По словам сотрудника ведомства, обжалуемое положение никак не ограничивает пассажира в его конституционных правах, включая и право на получение информации. Также Коновалов заявил, что пассажир всегда может получить разрешение, обратившись к администрации аэропорта, поэтому нельзя говорить об ограничении его права. Представитель ведомства ссылался на международные акты, которые предусматривают возможность введения дополнительных инструментов для контроля безопасности аэропорта.

Административный истец возражал доводам Коновалова, отмечая, что во всех зарубежных аэропортах, где он бывал, службы летного поля никогда не мешали сделать ему "дежурный" снимок на фоне самолёта. 

Вопросы в норме?      

Судья Юрий Иваненко заинтересовался пояснениями Минтранса и постарался подробно узнать позицию ведомства о том, кто должен подчиняться обжалуемому положению, поскольку в пункте 14 нормативного акта указаны "иные лица, осуществляющие свою деятельность". 

"Какую деятельность осуществляют пассажиры? Может быть, службы безопасности неправильно применяют нормы приказа?" — спросил судья. 

Министерство транспорта считает, что речь идет о всех лицах, допускаемых в "контролируемые зоны" аэропорта. Министерство юстиции также поддержало позицию административного ответчика.   

"Оставить административное исковое заявление без удовлетворения", — сообщили РАПСИ в пресс-службе ВС. Суд сегодня огласил только резолютивную часть постановления, поэтому мотивы принятия такого решения пока неизвестны.