Конституционный суд РФ разрешил взыскание на единственное жилье. Юрист-международник Тимур Маршани прокомментировал для РАПСИ значение этого решения.


В 2012 году Конституционным судом (КС) было закреплено положение, идентифицировавшее владельца квартиры как недобросовестного приобретателя, который пользовался имущественным иммунитетом, то есть правом на сохранение единственного жилья. Это было обозначено в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) РФ. 

Теперь же складывается очень интересная позиция, которую озвучил КС РФ, где злоупотребление правом и недобросовестные действия от должника могут привести к финансовым потерям кредитора. Это прямое основание для того, чтобы снять имущественный иммунитет, выставить имущество на торги с последующей реализацией. 

Поэтому абсолютно справедливо отношение КС РФ к недобросовестности должника перед кредитором, проявляемое в возможности покупки жилья и закреплением его за собой как единственного имущества, которое должник может использовать, в этом случае не действует. Суд снял имущественный иммунитет, который сохранял дисбаланс отношений между кредитором и должником, не предоставляя кредитору право обратить взыскание на единственное жилье должника.

Теперь иммунитет снят и появилась возможность переселения должника в менее комфортные условия, но с сохранением права на жилье и проживание как конституционный принцип, закрепленный в статье 35 Конституции РФ. Если должник проживает в нормальных условиях, можно выставить это имущество на торги и приобрести для него меньшее по площади жилье. Правда, новое жилье должно быть не меньше санитарной нормы, которые рассчитываются исходя из минимального метража на одного человека. Таким образом сохраняется возможность соблюдения конституционного принципа - наличия жилья, права на жилище - которое не может быть нарушено никакими Конституционными и законодательными нормами.

Таким образом, сегодня сложилась очень интересная ситуация, когда КС РФ дает разъяснение и предлагает законодателю внести соответствующие изменения в закон о банкротстве и в ГПК РФ, однако законодатель, не следуя рекомендациям разъяснения КС, использует эту процедуру очень неохотно. Причина тому отсутствие четкого определения границы градации условий, при которых недобросовестность должника была бы законодательно закреплена в качестве одного из фундаментальных принципов реализации его имущества на торгах.