Состав преступления о реабилитации нацизма является формальным, в силу чего, считается оконченным с момента совершения действий, составляющих объективную сторону, вне зависимости от последствий, разъясняет Верховный суд РФ. 


Высшая инстанция рассмотрела кассационное представление заместителя Генпрокурора на приговор Ульяновского областного суда, которым за отправку фотографии Адольфа Гитлера на сайт «Бессмертного полка» обвиняемый Вячеслав Круглов получил наказание в виде штрафа в 120 тысяч рублей с рассрочкой выплаты на 12 месяцев. 

Представитель Генпрокуратуры счел, что суд первой инстанции необоснованно квалифицировал действия Круглова как покушение, что повлекло назначение несправедливого наказания вследствие его чрезмерной мягкости.

Позиция ВС

Согласно установленным фактическим обстоятельствам, Круглов 4 мая 2020 года два раза оформил и направил заявки для публикации в приложении «Бессмертный полк онлайн» фотоизображение Гитлера, сознавая, что тот является нацистским преступником, а содеянное им - преступлениями. Однако заявки были заблокированы, его действия пресечены, и фотографии не были опубликованы для всеобщего доступа.

Действия подсудимого, в отличие от первоначально предъявленного обвинения как оконченный состав преступления, судом квалифицированы по части 3 статьи 30 и части 1 статьи 354.1 УК РФ, то есть, покушение на одобрение преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, совершенные публично. 

При этом, как указал суд первой инстанции, такая оценка действий обвиняемого обусловлена тем, что заявки были заблокированы и его намерения, направленные на публичное одобрение преступлений, установленных приговором Трибунала, путем публичной демонстрации на сайте «Бессмертный полк онлайн» неограниченному кругу лиц фотоизображений Гитлера были пресечены.

Суд апелляционной инстанции согласился с такой юридической оценкой действий Круглова, указав, что тем самым, была исключена возможность публичной демонстрации фотоизображений, что сам факт размещения заявки еще не связан с достижением преступного результата, выраженного в доведении его одобрения преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала до неограниченного круга лиц.

«Вместе с тем судебными инстанциями не принято во внимание следующее. Предусмотренный частью 1 статьи 354.1 УК РФ состав преступления, за совершение которого осужден Круглов, является формальным, в силу чего, считается оконченным с момента совершения действий, составляющих объективную сторону, вне зависимости от последствий», - отмечает ВС. 

Круглов признан виновным и осужден за покушение на одобрение преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, совершенное публично.

«Под одобрением преступлений, установленных этим приговором, понимается заявление, сообщение неопределенному кругу лиц о признании допустимости и положительными совершенных нацистами международно-правовых преступлений в годы Второй мировой войны, об их оправдании, правильности, заслуживающими поддержки, похвалы и т.п.», - поясняет ВС.

Суд установил суд, что Круглов лично нашел графические файлы с изображением Гитлера, создал для публичной демонстрации в общем доступе неограниченному кругу лиц заявку с фотоизображением Гитлера, возглавлявшего в качестве фюрера руководящий состав НСДАП и который приговором Международного военного трибунала признан нацистским преступником, а затем отправил её в социальную сеть.

«Размещая и редактируя заявки, Круглов ознакомился с текстом содержащегося на сайте обращения к пользователю и знал, что ему предлагалось рассказать о «своем герое», сопроводил фотоизображение текстом: «Я помню! Я горжусь!» и стремился, чтобы фотоизображение попало на сайт среди ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, тем самым выразил свое одобрение совершенных Гитлером преступлений.

Таким образом, Круглов выполнил все необходимые и зависящие от него действия, составляющие объективную сторону данного состава преступления, одобрил преступления, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, совершив их публичным способом.

Исходя из формальности данного состава преступления, то, что Круглов уже выразил свое отношение, последующая блокировка оформленных и поданных им заявок, воспрепятствование демонстрации фотоизображений Гитлера для всеобщего доступа не может влиять на квалификацию действий как оконченный состав преступления, как не влияет и количество лиц, которым были доступны эти заявки», - поясняет ВС.

Он считает, что суд апелляционной инстанции, несмотря на наличие в представлении соответствующих доводов о неправильном применении судом первой инстанции уголовного закона, в нарушение требований статьи 389.28 УПК РФ должным образом их не оценил и не мотивировал, почему он отвергает эти доводы.

«В связи с этим апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованным.

Поскольку в апелляционном представлении на приговор ставился вопрос об устранении допущенных судом первой инстанции нарушений путем вынесения нового приговора с назначением наказания в соответствие с требованиями уголовного закона, апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение, при котором надлежит принять законное, мотивированное и обоснованное решение, дать оценку всем доводам апелляционного представления, в том числе и в части назначения справедливого наказания», - определил ВС.

В связи с чем ВС направил дело Круглова на новое рассмотрение в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции. 

Алиса Фокс