Судья может сдавать в аренду единственное принадлежащее ему жилое помещение, временное не используемое им самим как собственником. При этом длительность (периодичность) сдачи такого жилья в аренду и размер полученного дохода не имеют самостоятельного значения для квалификации заключаемых судьей как арендодателем гражданско-правовых сделок в качестве предпринимательской деятельности, говорится в разъяснениях Комиссии Совета судей РФ по этике.


 Суть дела 

В Комиссию обратился судья в отставке, который просил разъяснить, имеет ли право судья, в том числе пребывающий в отставке, сдавать в аренду принадлежащее ему единственное жилое помещение без каких-либо ограничений и с какой регулярностью он вправе это делать. 

В своё запросе заявитель сослался на позицию Федеральной налоговой службы, изложенную в письме от 10 марта 2021 года № СД-19-11/143, согласно которой «признаки предпринимательской деятельности носят оценочный характер, квалифицировать в соответствии с ними деятельность физического лица по сдаче в аренду собственного имущества возможно только при наличии полной и исчерпывающей информации обо всех обстоятельствах его деятельности». 

Запрет на предпринимательство 

Подпункт 4 пункта 3 статьи 3 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», а также пункт 1 статьи 19 Кодекса судейской этики (КСЭ) устанавливают общий запрет для судей заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, напоминает Комиссия. 

Одновременно КСЭ закрепляет право судьи инвестировать средства и распоряжаться своим имуществом, включая недвижимость, а также извлекать прибыль из других источников, например, от сдачи недвижимости в аренду, если только эта деятельность не предполагает использование судейского статуса (пункт 2 статьи 19). 

«Запрет на участие в предпринимательской деятельности обусловлен особым конституционным статусом судьи и направлен на обеспечение независимости суда, создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений при осуществлении правосудия, поддержание доверия к судебной власти. Этот запрет в равной мере действует в отношении всех судей, в том числе пребывающих в отставке и сохраняющих звание судьи, принадлежность к судейскому сообществу», — поясняет Комиссия Совета судей. 

Она уточняет, что, исходя из целей запрета, установленного Законом о статусе судей, как предпринимательская деятельность, несовместимая со статусом судьи, может быть квалифицирована и такая деятельность гражданина, которая осуществляется им без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически соответствует всем признакам предпринимательской деятельности. 

Жилье для личных нужд 

При этом Комиссия считает, что судья может сдавать в аренду единственное принадлежащее ему жилое помещение, временное не используемое им самим как собственником, поскольку в такой ситуации достаточно очевидно, что жилое помещение приобретено для личных нужд, а не исключительно для последующей сдачи в аренду.  

«Длительность (периодичность) сдачи такого жилья в аренду и размер полученного дохода не имеют самостоятельного значения для квалификации заключаемых судьей как арендодателем гражданско-правовых сделок в качестве предпринимательской деятельности», — указывает Комиссия Совета судей. 

Такая позиция Комиссии основана, в частности, на разъяснениях, изложенных в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве».