Право на получение мер социальной поддержки, установленных для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, распространяется и на членов семей военнослужащих, умерших вследствие получения травмы, признанной по заключению военно-врачебной комиссии «военной травмой», поясняет Верховный суд (ВС) РФ во втором Обзоре судебной практики за 2022 год.


Суть дела 

Истец обратилась в суд с заявлением к органам социальной защиты населения о признании права на меры социальной поддержки. Она указала, что является матерью военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы по призыву в войсковой части.  

Согласно выписке из приказа командира части смерть рядового связана с исполнением обязанностей военной службы. Заключением военно-врачебной комиссии диагноз и причинная связь увечья, приведшего к смерти военнослужащего, определены в формулировке «военная травма». 

При этом ответчик, отказывая в предоставлении истцу соцподдержки, указал, что меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. 

«Согласно представленным М. документам ее сын К. является умершим при исполнении обязанностей военной службы (выписка из приказа командира части, извещение военного комиссариата), а не погибшим, в связи с чем меры социальной поддержки, предусмотренные для членов семьи военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», М. не положены», — отметил в письме орган соцзащиты населения. 

Суды трёх инстанций согласились с вышеприведёнными выводами. Однако Судебная коллегия по гражданским делам ВС отменила постановления нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

Позиция ВС 

Федеральный закон «О ветеранах», устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, определяет как перечень мер социальной поддержки, так и круг лиц, на которых распространяются такие меры социальной поддержки, а также условия их предоставления. К числу этих лиц названный закон относит членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, уточняет Верховный суд. 

«Вместе с тем положения пункта 3 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» могут быть применены к членам семей военнослужащих, умерших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), с учетом того, что в других федеральных законах, регулирующих социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей, понятия «погибший» и «умерший» применяются как равнозначные. Такой подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о правовых гарантиях государства по предоставлению мер социальной поддержки членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы», — отмечает ВС. 

Он разъясняет, что иное правоприменение названной нормы приведет к нарушению конституционного принципа равенства граждан перед законом, установлению различий в правах членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, и членов семей военнослужащих, умерших при исполнении обязанностей военной службы, поставив последних в худшее правовое положение, лишив их социальной поддержки со стороны государства. (Определение № 56-КГ21-20-К9)