Верховный суд (ВС) РФ рассмотрел три дела, в которых заявители просили восстановить пропущенный срок на подачу кассационной жалобы, ссылаясь на сбои в электронной системе «Мой арбитр». Высшая инстанция последовательно отклонила доводы заявителей, указав, что наличие сбоев в электронной системе необходимо подтвердить доказательствами. Кроме того, они не препятствуют отправке жалобы по почте.


Ознакомление с судебными актами 

В первом случае в обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы заявитель сослался на неполучение по почте копии обжалуемого постановления суда округа, а также указал на сбои в работе электронной системы «Мой арбитр». 

Однако ВС не нашел оснований для удовлетворения ходатайства, отметив, что представитель заявителя присутствовал на заседании суда округа, состоявшемся 31 октября 2022 года, на котором была объявлена резолютивная часть обжалуемого постановления. Вместе с тем свою жалобу в Верховный суд заявитель подал спустя более чем три месяца после объявления судебного акта, то есть по истечению предусмотренного процессуальным законодательством срока.

Кроме того, высшая инстанция признала бездоказательной ссылку заявителя на сбой в системе работы электронной подачи документов «Мой арбитр». 

«Сбои в работе системы «Мой арбитр» не исключают возможность ознакомления заявителя и/или его представителя с судебными актами судов нижестоящих инстанций как в электронном виде, так и посредством ознакомления с материалами дела в суде первой инстанции», — пояснил ВС (номер дела в Верховном суде: 305-ЭС23-2240).

Документальное подтверждение 

Во втором деле заявитель также ссылался на неполадки в работе электронной системы, однако не смог их документально подтвердить. 

«Согласно информации, размещенной в «Картотеке арбитражных дел» в сети Интернет, полные тексты судебных актов опубликованы в общедоступной базе судебных актов в надлежащие сроки, довод о техническом сбое при первоначальной подаче им жалобы посредством системы электронной подачи документов «Мой Арбитр» документально не подтвержден. Иных доводов и доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока подачи жалобы, в ходатайстве не приведено», — констатировал Верховный суд (номер дела: 305-ЭС23-11936).

Почтовое отправление

Ещё один заявитель настаивал, что из-за технического сбоя, случившегося 30 января 2023 года в работе информационной системы «Мой арбитр», он смог загрузить документы на сайте только 31 января, то есть уже по истечению двухмесячного срока на подачу кассационной жалобы. 

При этом высшая инстанция посчитала, что невозможность отправки жалобы посредством электронной системы никак не препятствовала заявителю сделать это через почтовое отделение.  

«Ссылаясь на своевременное направление копии настоящей жалобы ответчику посредством почтовой связи общего пользования (Почта России), заявитель не обосновывает невозможность использования указанного способа для подачи настоящей жалобы. Таким образом, уважительность пропуска установленного срока подачи жалобы заявителем не подтверждена, что влечет отказ в восстановлении срока и возвращение жалобы без рассмотрения по существу», — резюмировал ВС (номер дела: 305-ЭС23-2121).

Никита Ширяев