В ушедшем году Пленум Верховного суда (ВС) РФ принял 14 постановлений по вопросам обеспечения единообразия судебной практики, в которых разъяснялись особенности применения норм уголовного, гражданского и процессуального права. РАПСИ вспоминает наиболее важные разъяснения, данные Пленумом ВС в 2023 году.  


Дезертирство и сдача в плен 

Одно из первых постановлений, принятых Пленумом в минувшем году, было посвящено преступлениям против военной службы. В нем высшая инстанция разъяснила, можно ли незаконно призванного гражданина привлечь к ответственности за преступления против военной службы, есть ли у сдавшегося в плен военнослужащего шанс избежать наказания и в каком случае дезертиры могут быть освобождены от уголовной ответственности.  

В документе отмечается, что за совершение преступлений против военной службы нельзя привлекать к уголовной ответственности гражданина, на которого воинская обязанность была возложена незаконно.  

Если же военнослужащий выполняет приказ начальника, предписывающий ему совершить заведомо для него уголовно наказуемые действия (допустить бездействие), то он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях. При этом если подчиненный не осознавал и по обстоятельствам дела не мог осознавать незаконность выполненного им приказа или распоряжения, такой военнослужащий на основании требований части 1 статьи 42 УК РФ не подлежит уголовной ответственности, а командир (начальник), отдавший такой приказ, должен нести ответственность как исполнитель соответствующего преступления, указывает ВС. 

Верховный суд также обратил внимание, что военнослужащие, впервые совершившие дезертирство или самовольно оставившие место службы вследствие стечения тяжелых обстоятельств, могут быть освобождены от уголовной ответственности. 

«К ним могут относиться, в частности, такие жизненные обстоятельства, которые обусловливают необходимость незамедлительного прибытия военнослужащего к месту нахождения близких родственников (тяжелое состояние здоровья отца, матери или других близких родственников и др.) либо существенно затрудняют его пребывание в части (в месте службы) в силу различных причин (например, из-за неуставных действий в отношении военнослужащего при отсутствии угрозы здоровью или жизни, невозможности получить медицинскую помощь)», — уточняет высшая инстанция.  

В постановлении также разъясняется, что впервые совершивший добровольную сдачу в плен военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности только если он принимал меры для своего освобождения и возвращения к месту службы и не совершил во время пребывания в плену других преступлений.   

Призыв на военную службу 

В другом постановлении Пленум ВС напомнил судам о необходимости предоставлять в военкомат сведения о приговорах в отношении военнообязанных граждан.  

Из текста документа следует, что не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, а также имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления. Кроме того, призыв не коснётся подсудимых и лиц, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие. 

Высшая инстанция также отмечает, что при рассмотрении уголовных дел, связанных с уклонением от призыва на военную службу, следует учитывать, что после достижения предельного возраста призыва на военную службу уголовному преследованию могут подлежать только лица, совершившие это преступление до достижения ими указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности.   

Кроме того, в документе разъясняется, какие причины неявки гражданина в военкомат могут быть признаны уважительными. 

Оскорбление силовиков 

Ещё одно постановление Пленума ВС касалось особенностей рассмотрения уголовных дел об оскорблении, применении насилия и посягательстве на жизнь сотрудников силовых структур. 

Оскорбление представителя власти может быть совершено посредством публичного высказывания в адрес потерпевшего ругательств либо размещения унижающих потерпевшего сведений в средствах массовой информации или в интернете без ограничения доступа к записи других лиц, поясняет ВС. 

Он уточняет, что к оскорблению приравниваются и иные публичные действия, унижающие честь и достоинство потерпевшего (например, срывание форменного головного убора или погон), при условии, что они не причинили физическую боль либо вред его здоровью. 

Правила о залоге 

Не оставил в стороне Верховный суд и вопросы, связанные с применением судами положений о залоге вещей. В соответствующем постановлении Пленум ВС разъяснил, с помощью каких критериев можно идентифицировать предмет ипотеки, в каких случаях для заключения договора залога требуется его нотариальное удостоверение и когда обращение взыскания на предмет залога невозможно.  

Высшая инстанция указывает, что в договоре об ипотеке передаваемая в залог вещь может быть определена посредством указания на ее наименование и точное местонахождение или кадастровый номер. Если предметом ипотеки является будущая недвижимая вещь, то ее индивидуализация в договоре может быть осуществлена путем указания иных сведений, например, строительного адреса и ориентировочной площади будущего здания или помещения. 

Нотариальная форма является обязательной при обеспечении залогом исполнения обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен, а также при заключении договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимую вещь. Кроме того, соглашением сторон может быть установлена обязательная нотариальная форма договора залога, уточняется в тексте документа. 

ВС отмечает, что обращение взыскания на предмет залога не допускается, если допущенное должником нарушение незначительно и размер требований залогодержателя вследствие этого явно несоразмерен стоимости заложенной вещи.  

При этом незначительность нарушения и несоразмерность требований залогодержателя стоимости предмета залога предполагаются, если сумма неисполненного обязательства составляет менее чем пять процентов от стоимости заложенной вещи и период просрочки исполнения обязательства, обеспеченного залогом, составляет менее чем три месяца.   

Избирательные права 

Иноагенты не могут скрывать свой статус при выдвижении или самовыдвижении в качестве кандидата для участия в выборах, отмечает Верховный суд в постановлении Пленума о практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав.  

Помимо этого, иноагенты не могут заниматься деятельностью, которая способствует или препятствует выдвижению кандидатов на выборах, включая их участие в качестве наблюдателя. Также иноагенты не смогут быть доверенными лицами кандидатов и избирательных объединений 

В постановлении ВС допустил использование нацистской и экстремистской символики в предвыборной агитации. При этом она должна подчеркивать негативное отношение к деструктивным идеологиям и социальным течениям.   

Самовольная постройка 

Верховный суд также разъяснил особенности рассмотрения дел о сносе самовольных построек. В частности, Пленум ВС назвал условия, когда дачный дом не может быть снесен как самовольная постройка.  

Так, жилые дома и жилые строения, созданные на дачных и садовых земельных участках, не могут быть снесены в качестве самовольных построек при наличии одновременно следующих условий: права на них зарегистрированы до 1 сентября 2018 года, их параметры соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства и они расположены на земельных участках, принадлежащих их собственникам. 

Высшая инстанция также указала, что наличие зарегистрированного в ЕГРН права на недвижимость не исключает возможности предъявления в суд требования о её сносе как самовольной постройки.  

Вместе с тем отсутствие разрешения на строительство не может являться единственным основанием для сноса объекта, если не установлены иные признаки самовольной постройки. 

«Необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц», — уточняется в постановлении. 

Отсрочка наказания 

Коснулся Пленум ВС и практики применения судами законодательства об отсрочке отбывания наказания.  

Верховный суд, в частности, разъяснил, что отсрочка отбывания наказания лицу, больному наркоманией, может быть применена при совершении им впервые одного или нескольких преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 228, частью 1 статьи 231 и статьей 233 УК РФ, за которые ему назначено наказание в виде лишения свободы, а также если лицо уже совершало указанные преступления, но ему было назначено наказание, не связанное с лишением свободы. Также отсрочка может быть предоставлена лицам, имеющим непогашенную судимость за иные преступления независимо от вида назначенного им наказания. 

Высшая инстанция отметила, что в случае прохождения курса лечения от наркомании и успешной медицинской и социальной реабилитации осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания. 

Кроме того, судом может быть отсрочено отбывание как основного наказания, так и наряду с ним дополнительного наказания, уточняется в постановлении 

«При решении вопроса о возможности отсрочки отбывания дополнительного наказания судам надлежит учитывать материальное положение осужденного, возможности получения им заработной платы или иного дохода, специфику профессиональной деятельности и другие обстоятельства», — поясняет ВС. 

Конфискация техники и совместной собственности 

Обсуждение деталей преступления или поиск соучастников в интернете дает законное право на конфискацию техники (компьютера, ноутбука, планшета, смартфона), на которой был выход в виртуальную сеть, отмечает высшая инстанция в обновленном постановлении о конфискации имущества в уголовном судопроизводстве.  

Документ также предусматривает конфискацию совместной собственности супругов, в случае признания одного из членов семьи виновным в совершении преступления. Так, принадлежащим обвиняемому следует считать имущество, находящееся в его собственности, а также в общей собственности обвиняемого и других лиц, в том числе в совместной собственности супругов.  

ВС обращает внимание, что при вопросе о конфискации автомобиля, на котором было совершено преступление, следует учитывать, что право собственности на транспортное средство возникает с момента передачи, а не с момента государственной регистрации. 

Кроме того, в постановлении Верховный суд разрешил конфискацию реконструированной недвижимости, доходы от аренды и накопительных счетов.   

Никита Ширяев