С.-ПЕТЕРБУРГ, 11 ноя - РАПСИ, Кирилл Чулков. Конституционный суд РФ (КС) подтвердил право граждан знать обстоятельства гибели их близких родственников, несмотря на гостайну, говорится в постановлении, опубликованном во вторник на сайте суда.

Заявителем по делу выступил житель города Йошкар-Олы Олег Лаптев, брат которого, Сергей Лаптев (тогда сотрудник милиции), 4 января 2011 года был помещен в изолятор временного содержания и через два дня был найден повешенным. По итогам проверок обстоятельств гибели Следственный комитет республики Марий Эл девять раз выносил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Заявитель был ознакомлен только с материалами первой проверки  и обжаловал отказ возбуждать дело в суде. После шестого постановления об отказе материалу проверок был присвоен гриф «Секретно».

Суды каждый раз признавали отказ возбуждать дело незаконным, однако в сентябре 2013 года Верховный суд республики Марий Эл оставил постановление об отказе в возбуждения дела в силе.

Заявитель просил признать статьи 21 и 21.1 закона «О государственной тайне» неконституционными поскольку в его деле на основании их ему и его адвокату было отказано в ознакомлении с материалами проводимой на стадии возбуждения уголовного дела проверки сообщения о преступлении как якобы содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

КС на основании ранее высказанной правовой позиции постановил, что оспариваемые нормы должны рассматриваться как исключающие "саму предпосылку" для ограничения права лица, чьи законные интересы могут быть затронуты.

"Лицо, по факту смерти близкого родственника которого проводилась доследственная проверка, и адвокат, являющийся его представителем, в случае отказа в ознакомлении с материалами проверки сообщения о преступлении со ссылкой на наличие в них сведений, относящихся к государственной тайне, вправе добиваться принятия всех возможных мер для устранения этого препятствия и получения доступа к тем сведениям, которые свидетельствуют о наличии либо отсутствии преступления, с тем чтобы иметь возможность сформировать собственную позицию относительно законности и обоснованности процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела", - говорится в постановлении КС.

Ссылка на использование должностными лицами результатов оперативно-розыскной деятельности, содержащих государственную тайну, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела не может служить безусловным препятствием для ознакомления лица, чьи законные интересы могут быть затронуты, постановил КС. Заинтересованные лица могут ознакомиться с такими материалами "с минимизацией данных, затрагивающих содержание оперативно-розыскной деятельности, относящееся к государственной тайне".

Данная правовая позиция, постановил КС, должна распространяться не только на официально признанных потерпевшими по делу, но и на близких родственников.

Судья-докладчик по этому делу, Александр Бойцов, комментирует, что основная проблема этого дела отнюдь не в разрешении правовой коллизии: "у родственников есть право знать, а у государства – право хранить свои секреты. Задача в том, чтобы не допустить самого появления такой коллизии". Судья Бойцов говорит, что в законе о государственной тайне определенно говорится о том, что не подлежат засекречиванию сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также о фактах нарушениях законности органами госвласти.

"Должностные лица обязаны принять все меры к тому, чтобы в материалах проверки о совершении преступления содержались лишь те сведения, которые необходимы для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Именно на этом этапе – еще до возбуждения уголовного дела – должна быть предотвращена упомянутая коллизия о столкновении интересов потерпевших и государства. В противном случае, нельзя исключить злоупотребления со стороны представителей правоохранительных органов", - цитирует пресс-служба КС слова Александра Бойцова.