САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 апр - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ признал невозможным постановление ЕСПЧ, в котором Страсбургский суд предложил Российской Федерации обеспечить участие осужденных, находящихся в местах лишения свободы, в выборах, но признал право федерального законодателя изменить условия содержания заключённых в колониях-поселениях, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.

Таким стал итог рассмотрения запроса Министерства юстиции РФ о трактовке постановления ЕСПЧ от 4 июля 2013 года по делу "Анчугов и Гладков против России".

Как следует из материалов дела, Сергей Анчугов был осужден за убийство, кражу и мошенничество к смертной казни, которая была заменена на 15 лет лишения свободы. Владимир Гладков был осужден за убийство, разбой и участие в ОПГ к смертной казни, которая также была заменена на 15 лет лишения свободы.

Согласно Конституции РФ, приговоренным к реальному сроку лишения свободы запрещено участвовать в выборах. Анчугов и Гладков, как следует из запроса, пытались преодолеть этот запрет, оспаривая его в избирательных комиссиях, но получали отказы. Потом они обратились в суд. Процесс был ими проигран во всех инстанциях, а 4 июня 2008 года Верховный суд РФ оставил все ранее принятые решения в силе.

Тогда, как следует из запроса Минюста, Анчугов и Гладков обратились в ЕСПЧ. Страсбургский суд пришел к выводу о нарушении российскими властями статьи 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей право на свободные выборы. По мнению ЕСПЧ, ограничение права голоса для заключенных, закрепленное частью 3 статьи 32 Конституции РФ в России, носит абсолютный, автоматический и недифференцированный характер, касаясь всех лиц, отбывающих наказание, и на весь период отбывания наказания вне зависимости от тяжести и вида совершенного преступления, срока назначенного наказания и иных индивидуальных обстоятельств.

Исходя из этого, ЕСПЧ предложил Российской Федерации обеспечить участие заключенных в выборах.

В итоге Минюст, получив постановление ЕСПЧ, был вынужден обратиться в КС РФ за разъяснениями.

В своем решении КС РФ подчеркнул, что Россия была и остается составной частью европейского правового пространства, которое предполагает равноправный диалог и готовность к компромиссу. Но Высокий суд не согласился с формулировкой об абсолютном характере запрета на участие в выборах.

По данным КС, из более чем 700 тысяч осужденных в 2011-2015 годах только 211 тысяч были приговорены к реальному лишению свободы. Среди совершивших преступления небольшой тяжести эта доля составляет около 10 процентов, причем в основном они содержатся в колониях-поселениях. Таким образом, по мнению КС, большинство осужденных не лишено права голоса.

В итоге, как гласит постановление КС, такие ограничения избирательных прав являются дифференцированными, избирательными и соразмерными и соответствуют международным стандартам.

Таким образом, по мнению КС, постановление ЕСПЧ в данной части является возможным и реализуемым в российском законодательстве и судебной практике.

Относительно же Анчугова и Гладкова КС РФ признал исполнение постановления ЕСПЧ невозможным в той части, которая предполагает предоставление избирательных прав всем осужденным, находящимся в местах лишения свободы. Указанные граждане, как следует из материалов дела, были осуждены за совершение особо тяжких преступлений, а значит, заведомо не могли рассчитывать на доступ к активному избирательному праву, в том числе согласно критериям, выработанным ЕСПЧ.

И в этом Конституция РФ, подчеркнул председатель КС РФ Валерий Зорькин, оглашая постановление, не расходится с международными правовыми актами, включая Конвенцию о защите прав человека.

Кроме того, согласно постановлению КС, федеральный законодатель вправе перевести отдельные режимы отбывания лишения свободы, в частности, в колонии-поселении, в альтернативные виды наказаний, не влекущие ограничения избирательных прав.