МОСКВА, 1 авг — РАПСИ, Николай Меркулов. Верховный суд (ВС) РФ признал законным приговор в отношении имама Махмуда Велитова, осужденного на 3 года колонии общего режима за публичное оправдание терроризма, передает во вторник корреспондент РАПСИ из зала суда.

Коллегия ВС по делам военнослужащих отказала в удовлетворении апелляционной жалобы защиты осужденного на приговор Московского окружного военного суда от 28 апреля, которым Велитов был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 205.2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма). Приговор вступил в законную силу.

В начале заседания суд отказал адвокату Дагиру Хасавову в заявлении об отводе прокурора Главной военной прокуратуры Сергея Бойко. Защитник мотивировал заявление об отводе тем обстоятельством, что ранее прокурор участвовал в заседании по обжалованию приговора в отношении имама Магомеднаби Магомедова. По мнению Хасавова, процессы в отношении Магомедова и Велитова взаимосвязаны и затрагивают вопросы защиты исламских ценностей, а Бойко подлежит отводу в связи с позицией, которую он выражал ранее. 

Согласно доводам апелляционной жалобы, приговор в отношении Велитова подлежит отмене, поскольку он опирается на выводы комплексной психолого-лингвистической экспертизы, которая была проведена с нарушениями. При ее проведении эксперты вышли за пределы своих полномочий, считает автор апелляционной жалобы.

На заседании Хасавов выделил основные моменты, свидетельствующие о несостоятельности выводов о виновности осужденного. Как подчеркивал адвокат, в тексте худбы (пятничной молитвы, за прочтение которой был осужден имам) Велитов ни разу не упомянул запрещенную в РФ террористическую организацию "Хизб ут-Тахрир". При этом упомянутый в худбе Абдулла Гаппаев официально не был признан террористом. Согласно материалам дела, причастность убитого мужчины к терроризму подтверждается оперативной справкой и публикацией на ресурсе запрещенной "Хизб ут-Тахрир". Адвокат отметил, что по факту убийства Гаппаева было возбуждено уголовное дело. ВС отказал в удовлетворении ходатайства о допросе сестры Гаппаева на заседании.

Хасавов выразил мнение, что обстоятельства совершения предполагаемого преступления были установлены без доказательств. Количество прихожан было оценено в 2 тысячи человек при вместимости мечети "Ярдам" 300 человек, факт использования микрофона точно установлен не был, пояснил защитник. Также адвокат выразил несогласие с арестом своего подзащитного в суде до вынесения приговора. Ранее Велитов находился под домашним арестом, а после был отпущен под подписку о невыезде. 

Осужденный имам принимал участие в заседании в порядке видеоконференцсвязи. Велитов выразил несогласие с приговором и рассказал об обстоятельствах своего задержания, проведенного "обманным" путем.

"Я переживал за убийство брата по вере, я не героизировал Гаппаева, а дал оценку его религиозной жизни", - заявил Велитов, отрицая наличие злого умысла и элементов запрещенного "политического ислама" при чтении пятничной молитвы в 2013 году. По словам имама, он никогда не пользовался информацией с запрещенных ресурсов.

Осужденный и его адвокат просили суд отменить приговор Московского окружного военного суда и прекратить уголовное преследование имама.

Представитель Главной военной прокуратуры выступил в поддержку приговора по делу. Бойко охарактеризовал решение Московского окружного военного суда как законное и обоснованное и просил оставить приговор без изменений.

Следствием и судом установлено, что 23 сентября 2013 года Велитов, находясь в должности председателя Совета и одновременно являясь имамом религиозной организации "Ярдям", во время проведения молитв в одной из мечетей Москвы публично произнес речь, оправдывающую деятельность убитого участника террористической организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" А. Гаппаева. Указанная организация признана решением Верховного Суда РФ террористической и запрещенной на территории России. Однако по словам Хасавова, Велитов не произнес ни единого слова об указанной партии, тем более о членстве там Гаппаева, потому как не обладал такими сведениями. Более того, по мнению адвоката, следствие не представило никаких законных доказательств того, что Гаппаев действительно был членом этой партии.

Согласно заключению психолого-лингвистической судебной экспертизы, в указанной речи содержится совокупность психологических и лингвистических признаков оправдания террористической деятельности, утверждает следствие. Защитник имама в свою очередь заявил, что выводы данной экспертизы носят фальсифицированный характер.

По мнению защиты имама, в действительности со стороны обвиняемого имело место предусмотренное канонами ислама проведение религиозного обряда в отношении усопшего мусульманина, а именно чтение молитвы во имя прощения Создателем земных грехов умершего.