МОСКВА, 20 авг — РАПСИ. Столичный арбитраж отказался передать на рассмотрение в третейский суд исковое заявление пострадавших от отрицательных цен на нефть WTI инвесторов, которое они подали к Московской бирже, рассказал РАПСИ партнер MILTON LEGAL Сергей Шакиров.

«В ходе предварительного заседания представители Московской биржи настаивали на том, что дело должно рассматриваться не в арбитраже, а в финансовой коллегии при Арбитражном центре РСПП (третейский суд). Данный орган в свое время был образован с участием арбитров, ранее входивших в Арбитражную комиссию при ПАО «Московская биржа». Данное решение дает понимание того, что Мосбиржа, осознавая свои шаткие позиции в данном споре, предпринимает попытки перевести дело под контроль более лояльного к ним органа. Однако эта попытка оказалась провальной и в требовании представителям торговой площадки было отказано», — рассказал юрист. 

По словам собеседника агентства, в MILTON LEGAL продолжают поступать заявки от пострадавших, желающих присоединиться к иску. Так, в компанию обратился частный инвестор, который потерял в результате действий Мосбиржы более 400 миллионов рублей. 

Истцы требуют признать незаконным завершение торгов на отрицательном значении. Следующее заседание по иску назначено на 2 октября. 

Цена фьючерсов на нефть WTI упала до отрицательных значений 20 апреля — топливо этой марки достигло исторического минимума в -$37,63. Московская биржа и брокеры, предоставляющие к ней доступ, по словам юриста, оказались совершенно не готовы к этому, и торги были приостановлены на планке $8,84 за баррель. 

«Участники торгов были полностью лишены возможности повлиять на сделку, закрыть позицию или выставить стоп-лосс», — считает Шакиров. Такое поведение биржи поставило инвесторов в проигрышное положение, считают инициаторы судебного разбирательства, — каждый держатель фьючерса получил убыток в размере $46,47, поскольку не мог распорядиться своими бумагами во время падения цен на нефть. 

По словам юриста, программное обеспечение биржи не было готово для торгов по отрицательным ценам, а руководство Мосбиржи не стало признавать результаты торгов недействительными и наотрез отказалось компенсировать клиентам потери. Также истцы настаивают, что ответчик допустил ошибки в риск-менеджменте и не изменил параметры определения размера гарантийного обеспечения, а также не стал способствовать продолжению торговли, несмотря на наличие технической возможности.