МОСКВА, 17 дек – РАПСИ. Суд вправе перейти к рассмотрению административного дела в порядке упрощённого производства при неявке в судебное заседание участников процесса, если их участие не является обязательным в силу закона, и они надлежащем образом извещены о времени и месте заседания, следует из постановления пленума Верховного суда (ВС) РФ.   

"В связи с этим в определении, направляемом лицам, участвующим в деле, и их представителям вместе с извещением о времени и месте судебного заседания, следует предварительно разъяснять возможность рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в случае неявки названных лиц в судебное заседание по административному делу (часть 2 статьи 14 КАС РФ)", — указывает ВС. 

Высшая инстанция также отмечает, что в данном случае рассматриваемое административное дело не должно относиться к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, а стороны не заявили ходатайства об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам. 

Отличительные черты 

Из текста постановления следует, что упрощенное производство представляет собой специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола, который, в отличие от приказного производства, не предполагает наличие спора. 

При этом упрощенной порядок не может быть применен при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций. 

Высшая инстанция напоминает, что административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства как в случаях, когда имеются соответствующие ходатайства от лиц, участвующих в деле, так и в отсутствие прямого согласия сторон. 

Например, в упрощенном порядке могут быть рассмотрены административные иски, в которых общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей. 

Кроме того, упрощённый порядок может быть применён при рассмотрении отдельных требований об оспаривании нормативных правовых актов (часть 5 статьи 216 КАС РФ). 

Отмена решения 

Пленум также затрагивает процедуру отмены решений, принятых в порядке упрощенного производства. В частности, суд, вынесший такой акт, вправе его отменить лишь в случаях, если поступившие после принятия решения возражения подтверждают наличие соответствующих оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства, либо они поданы лицом, не привлеченным к участию в административном деле, о правах и об обязанностях которого принято решение. 

Ещё одним основанием для отмены решения является поступление новых доказательств, признанных судом имеющими существенное значение для рассмотрения и разрешения административного дела. 

"Определение суда об отмене решения, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела или об отказе в этом не подлежит обжалованию отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела (статья 202 КАС РФ)", — поясняет ВС.