САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 июн - РАПСИ, Михаил Телехов. Правила предоставления коммунальных услуг должны предусматривать при определении платы за отопление возможность учета показаний индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах (МКД), подключенных к централизованным сетям теплоснабжения через индивидуальный тепловой пункт (ИТП), самостоятельно нагревающий воду для системы отопления, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.

Считали без счетчика

"Жалобу в КС РФ направила жительница такого дома в подмосковной Балашихе Татьяна Задубровская. После рассмотрения ее дела положения Правил предоставления коммунальных услуг, а именно абзац 3 пункта 40, абзацы 1 и 4 пункта 54, регулирующие расчет платы за отопление, признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку они не предусматривают формул расчетов для МКД с ИТП, оборудованным кроме того общедомовым прибором учета и индивидуальными счетчиками тепла в квартирах. Решение основано на ранее вынесенных правовых позициях суда", - пояснили в пресс-службе КС РФ.

Как разъясняет далее пресс-служба суда, ИТП - это специальное оборудование для передачи тепловой энергии без теплоносителя, то есть холодная вода в ИТП нагревается и подается в систему отопления здания и в сеть горячего водоснабжения.

Как писала в своей жалобе Задубровская, ее дом оборудован ИТП, общедомовым прибором учета, а большинство помещений, в том числе и ее квартира, оснащены индивидуальными счетчиками тепла. Но несмотря на исправно действующий счетчик, она оплачивает отопление без учета его показаний, а исходя из приходящейся на ее помещение доли от объема общедомового потребления. Задубровская обратилась в мировой суд, но он, а потом и вышестоящие инстанции, указав на то, что система отопления ее дома самостоятельно производит тепло, признали такую практику правомерной, и дело дошло до КС РФ.

Тепло зависимое и независимое

В мотивировочной части постановления КС РФ отметил, что к числу проблем в сфере ЖКХ относится ограниченная мотивация потребителей энергии к повышению энергоэффективности, что констатировано в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, и согласно которой стимулом для потребителей энергетических ресурсов к эффективному и рациональному их использованию является нормативное закрепление зависимости размера платы за поставленные ресурсы прежде всего от объема их потребления, определяемого с помощью приборов учета.

Жилищный кодекс РФ, по мнению КС РФ, не предполагает определения размера платы за отопления в МКД с индивидуальными счетчиками тепла в квартирах без учета их показаний. Но Правила предоставления коммунальных услуг связывают особенности определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению прежде всего с наличием либо отсутствием в многоквартирном доме централизованной системы теплоснабжения. Вместе с тем, как отмечает КС РФ, понятие централизованной системы теплоснабжения МКД нормативно не установлено, что создает правовую неопределенность в части выбора правил для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, применимых к многоквартирным домам, присоединенным к централизованным сетям через ИТП.

"Размещенные в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства электронные паспорта таких домов, содержащие общедоступную информацию, в частности, о внутридомовой системе отопления, характеризуют ее как центральную. Это вызывает у жильцов, обеспечивающих сохранность индивидуальных приборов учета тепловой энергии, обоснованные ожидания того, что применению подлежит абзац 4 пункта 42.1 Правил, позволяющий учитывать при расчете платы за отопление показания таких приборов. Однако эта норма распространяется на многоквартирные дома, подключенные к централизованным сетям по зависимой схеме. Расчет же размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, присоединенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, через индивидуальные тепловые пункты, производится на основании абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил – о самостоятельном производстве исполнителем этой услуги. То есть расчет производится исходя из объема коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги, и тарифа на него", - разъясняет положение дел КС РФ и отмечает, что такой подход нарушает конституционный принцип равенства, требующий создания равных условий для реализации прав и законных интересов лиц, относящихся к одной категории, и не допускающий различий без объективного оправдания.

Пересмотр дела невозможен

По мнению КС РФ, оспоренные нормы в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме, поощряют недобросовестное поведение потребителей этой услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно ее расходующих).

"Кроме того, реализация данных положений ведет, в нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации, к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, усиливающему негативное воздействие на окружающую среду, и в конечном счете препятствует – вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке – достижению долгосрочных целей государственной политики энергосбережения", - провозглашает в своем постановлении КС РФ.

Правительству РФ надлежит внести необходимые изменения в Правила предоствления коммунальных услуг, в том числе, предусмотреть для случаев, аналогичных рассмотренному, порядок определения платы за отопление с учетом показаний как общедомового, так и индивидуальных приборов учета тепловой энергии многоквартирного дома. А до внесения изменений расчеты для дома, где живет Задубровская, и аналогичных МКД надлежит производить в соответствии с абзацем четвертым пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг.

Пр этом КС РФ отметил, что пересмотр дела Задубровской невозможен, поскольку для этого должны быть известны показания всех имеющихся в доме приборов учета тепловой энергии за спорный период, но они не фиксировались управляющей организацией. Но указал, что заявительница, как лицо, инициировавшее вопрос о проверке нормы, неконституционность которой подтверждена, имеет право на компенсацию, а ее размер должен определить мировой суд, куда она изначально обратилась с иском.