МОСКВА, 30 ноя – РАПСИ. Отказ суррогатной матери дать согласие на запись генетических родителей в свидетельство о рождении ребенка, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска о признании их родителями ребенка, заявил председатель Третьего кассационного суда общей юрисдикции Василий Волошин. 

«В судебной практике возникали вопросы о применении судами положений законодательства, в силу которых лица, состоящие в браке и прибегнувшие к услугам суррогатной матери, могут быть записаны родителями ребенка только с ее согласия. Ответ на эти вопросы дала высшая судебная инстанция, указав, что отказ суррогатной матери дать согласие на запись родителями не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска о признании родителями ребенка», — сказал Волошин на форуме судей региональных судов государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). 

Верховный суд РФ установил, что в целях правильного рассмотрения дела судам следует проверить, заключался ли договор о суррогатном материнстве, каковы условия этого договора, являются ли истцы генетическими родителями ребенка, по каким причинам суррогатная мать не дала согласия на запись истцов в качестве родителей ребенка, и на основании данных фактов принять решение по делу исключительно в интересах ребенка. 

При этом в спорах о последствиях применений современных репродуктивных технологий ВС РФ просит нижестоящие суды обращать внимание на то, что донор генетического материала не вправе при оспаривании или установлении отцовства ссылаться на то обстоятельство, что оно является фактическим родителем ребенка.

Сложная подсудность с иностранным элементом

При рассмотрении семейных споров, по которым ответчиком является иностранный гражданин российские суды должны руководствоваться местом жительства истца, если иное не закреплено международными соглашениями. 

«В этой связи суды руководствуются правовой позицией Верховного Суда России о том, что дело может быть рассмотрено судом Российской Федерации при условии, что истец имеет место жительства в РФ и международным договором Российской Федерации не установлены иные правила определения подсудности спора. При этом отсутствие сведений о месте фактического проживания ответчика не препятствует производству по делу – в этом случае суд приступает к рассмотрению дела после поступления сведений о последнем известном месте жительства ответчика и назначает адвоката в качестве представителя ответчика», — указал судья. 

Также суды обязаны заслушивать мнение ребенка по любым судебным спорам, касающимся его интересов, напомнил Волошин. Статистика показывает, что в прошлом году суды РФ рассмотрели 842 тысячи семейных дел, а в первом полугодии текущего года их количество составило 451 тысячу дел. Большинство из них составляют дела о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества (это 47% семейных споров), а также о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей (это 30% семейных споров).