САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 июл - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ разъяснил правила исчисления сроков для назначения налоговой службой проверки при получении первоначального уведомления о проведении контролируемой сделки либо при получении уточненного уведомления. Новое Постановление КС РФ опубликовано на официальном сайте суда.

Соответствующее решение было вынесено КС РФ по жалобе ПАО "Вымпел-Коммуникации" ("ВымпелКом"), которое просило проверить конституционность абзаца 1 пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса (НК) РФ, согласно которой проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится на основании решения руководства налогового органа, вынесенного не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения о проведении контролируемой сделки. "Норма признана противоречащей Конституции РФ. Постановление основано на раннее вынесенных правовых позициях суда", - уточнили в пресс-службе КС РФ.

Контролируемые сделки

Как следует из материалов дела, в мае 2018 года "ВымпелКом" представило в Федеральную налоговую службу (ФНС) РФ уведомление о контролируемых сделках за 2017 год, в котором содержались сведения в отношении 111 сделок, включая сделку по приобретению агентско-сервисных услуг, совершенную в 2017 году с иностранной организацией Veon Wholesale Services B.V. по договору от 17 мая 2013 года. Данный договор номера не имел.

А в октябре 2018 года заявитель направил в ФНС России уточненное уведомление. Основанием для его направления послужило неверное отражение в первоначальном уведомлении номеров договоров по 68 сделкам, включая вышеупомянутый договор (в первоначальном уведомлении факт отсутствия у этого договора номера был отражен как "№ 0", а в уточненном уведомлении - "№ б/н").

Налоговая служба приняла решение о проверке этой сделки после истечения двухлетнего срока со дня получения первичного уведомления. Суды отказались признать решение ФНС России незаконным. Они согласились с доводами налогового органа о том, что первоначальное уведомление в случае подачи уточненного уведомления становится неактуальным, то есть аннулируется - следовательно, такое первоначальное уведомление не может являться препятствием для вынесения решения о проведении соответствующей проверки в срок, исчисляемый в течение двух лет со дня получения уточненного уведомления налогоплательщика.

Заявитель, ссылаясь на оспариваемую норму, посчитал, что срок назначения проверки продлевается только в случае представления уточненной налоговой декларации (а не уточненного уведомления) либо в отношении тех сделок, информация о которых была изменена в уточненном уведомлении. По мнению юристов "ВымпелКома", сложившаяся практика применения этой нормы нарушает конституционные принципы налогообложения, допуская назначение в указанные сроки налоговой проверки сделок, сведения о которых в повторном уведомлении не были существенно изменены. 

Ошибки и недочеты

КС РФ объяснил, что налогоплательщики в соответствии со статьей 105.16 НК РФ обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, а в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного.

При этом КС РФ упомянул письмо Министерства финансов РФ, в котором говорится, что поскольку уточненное уведомление о контролируемых сделках предоставляется налогоплательщиком взамен ранее направленного уведомления, то решение ФНС России о проведении проверки контролируемых сделок может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения им такого уточненного уведомления.

Как отметил КС РФ, сформировавшийся на практике подход, когда налоговый орган во всех случаях проверяет контролируемые сделки при получении уточненного уведомления, обусловлен тем, что налогоплательщики через такое уведомление нередко впервые сообщают о конкретных сделках или вносят существенные изменения в сведения о сделках, содержащиеся в первоначальном уведомлении. Однако, подчеркивает КС РФ, уточненное уведомление может корректировать также и несущественные технические ошибки и недочеты.

Только необходимые меры

"При допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями следует использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры", - гласит позиция КС РФ.

Это применительно к деятельности налоговых органов означает, что они обязаны избегать формального подхода к решению вопроса о назначении и проведении проверок в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

"Это предполагает наличие в законодательстве о налогах и сборах надлежащих критериев выбора начального момента исчисления двухлетнего срока, в течение которого налоговым органом может быть принято решение о проведении проверки контролируемой сделки, позволяющих обеспечить баланс частных и публичных интересов", - поясняет КС РФ.

Таким образом, оспариваемая норма на практике ее применения признана неконституционной. Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения. До тех пор при получении уточненного уведомления двухлетний срок для принятия решения о назначении проверки контролируемых сделок  исчисляется со дня получения налоговым органом уточненного уведомления, если в нем впервые приведены сведения о сделке или содержатся существенные изменения сведений первоначального уведомления. Если же корректируются несущественные аспекты, срок на проведение проверки отсчитывается со дня получения налоговым органом первоначального уведомления. 

Решения по делу заявителя подлежат пересмотру.