САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 8 авг - РАПСИ, Михаил Телехов. Действующее законодательство не возлагает на налоговый орган обязанность предоставления предъявившему исполнительные листы взыскателю всех сведений о количестве и движении денежных средств и об иных ценностях должника, информацию об этом могут предоставить непосредственно банки и иные кредитные организации. Об этом говорится в Определении КС №1030-О/2023, которым было отказано в рассмотрении жалобы индивидуального предпринимателя Николая Салтанова.

Самостоятельный взыскатель

Как следует из материалов дела, Салтанов обратился в налоговый орган с запросом и приложенными к нему исполнительными листами о предоставлении сведений о счетах его должника, о количестве и движении денежных средств по данным счетам и об иных ценностях. Налоговым органом в адрес заявителя был направлен ответ, содержавший сведения, сформированные из базы данных налоговых органов, об открытых должником банковских счетах, но также там было сказано, что налоговый орган не располагает сведениями о количестве и движении денежных средств, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банке и иных кредитных организациях, и что эта информация может быть получена заявителем непосредственно в указанных организациях. Суды, в которых Салтанов пытался обязать налоговый орган предоставить нужные ему сведения, указали, что налоговые органы не являются держателями информации об операциях по счетам налогоплательщиков и у них отсутствует полномочие запрашивать у банков информацию об остатках и движении денежных средств по счетам должника на основании запросов физических или юридических лиц и приложенных к ним исполнительных листов. 

В итоге Салтанов обратился в КС РФ, поставив под сомнение конституционность некоторых положений федерального закона "Об исполнительном производстве", регулирующих получение сведений по исполнительным листам, а также нормы о налоговой тайне Налогового кодекса РФ.

Доступ к банковской тайне

КС РФ отметил, что взыскатель при наличии у него исполнительного листа вправе самостоятельно обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях. Но при этом КС РФ подчеркнул, что такое регулирование адресовано не только налоговым органам, но и банкам или иным кредитным организациям.

"Приведенные законоположения – в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования – не могут быть истолкованы как возлагающие на налоговый орган обязанность предоставления взыскателю любых сведений из числа указанных без учета фактического наличия или отсутствия у него таковых, а равно без учета пределов полномочий налоговых органов по истребованию данных сведений у банков (иных кредитных организаций), установленных налоговым законодательством, выступающим в этом отношении в качестве lex specialis", - сказано в определении КС РФ.

Иное толкование и применение оспариваемых законоположений, по мнению КС РФ, не только означало бы необоснованное возложение на налоговые органы функций, которыми в силу закона наделены органы принудительного исполнения РФ, но и открывало бы для налоговых органов – вне связи с осуществляемыми ими фискальными (или иными контрольными) полномочиями – доступ к банковской тайне гражданина в отсутствие в том необходимости и в обход тех оснований и процедур, которые предусмотрены налоговым законодательством.

В итоге Салтанову было отказано в рассмотрении его жалобы, поскольку примененные арбитражными судами оспариваемые нормы не препятствовали осуществлению мер по взысканию задолженности в его пользу.