МОСКВА, 28 мар - РАПСИ, Федор Шацилло. Банкротство является последним шагом на пути урегулирования взаимоотношений между кредитором и должником, поскольку при нормальной хозяйственной деятельности для обеих сторон конфликта важно разрешить финансовые проблемы, а не привести ту или иную компанию к краху. Однако в условиях непростой экономической ситуации в РФ банкротство - острая и животрепещущая тема. Эксперты в ходе пресс-конференции "Процесс банкротства: опыт и актуальные вопросы 2017 года", организатором которой является ИД "Коммерсантъ", обсудили наиболее важные аспекты процедур несостоятельности.

Заявление о банкротстве во многом является способом исполнения судебного акта о взыскании денежных средств, сказал в ходе мероприятия начальник юридического департамента ГК "РТДС" (официальный дилер Renault) Сергей Хромов. "На сегодняшний день кредитор обязан иметь вступившее в силу решение суда для обращения в суд с заявлением о банкротстве", - сказал он добавив, что на момент подачи в суд соответствующего заявления стороны чаще всего прошли этап возможных договоренностей о разрешении конфликта.

При этом, как сказал заместитель начальника управления обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы Вадим Солдатенков, подавляющая часть должников - 70% - после завершения банкротных процедур не может дать никаких денег, а задолженность просто-напросто списывают. Тем не менее, отметил Солдатенков, поступления от сопровождения процедур банкротства выросли за последнее время более, чем в два раза.

В 2016 году банкротом признано более 12 тысяч компаний, заявил директор по развитию проектов группы "Интерфакс" и руководитель проекта "Федресурс" Алексей Юхнин. В то же время, по его данным, количество банкротства физических лиц в последнее время превысило в два раза аналогичные показатели несостоятельности компаний. Подавляющее количество физлиц - 84% - ничего не могут отдать кредиторам, сказал Юхнин, добавив, что располагает несколько устаревшей статистикой, поэтому данные в настоящее время могут быть немного иными.

Также Юхнин отметил длительность процедур банкротства компаний (наблюдения и конкурсного производства), которые в среднем длятся чуть более двух лет. Это, в свою очередь, имеет неблагоприятные последствия для кредиторов.

По мнению руководителя департамента правового консалтинга и налоговой практики "КСК Групп" Дмитрия Водчица, наиболее действенной мерой получения задолженности в рамках несостоятельности - привлечение к субсидиарной ответственности бенефициаров и гендиректоров банкротных компаний, поскольку активы таких фирм зачастую выводятся и на балансе организации ничего не значится.

"Отделение активов от операционного бизнеса создает большие проблемы при взыскании. Элементарное выделение актива в отдельную компанию пусть даже на том же собственнике создает должнику дополнительное время, чтобы актив перевести", - заявил Водчица. Тем не менее, по словам спикера, существует прецендетное решение о взыскании активов третьих лиц по долгам бенефециара, то есть с подобной недобросовестной тактикой можно бороться, но весьма затруднительно.

В ходе пресс-конференции эксперты обсудили также проблемы, связанные с арбитражными управляющими. Так, по словам начальника управления принудительного взыскания и банкротства департамента по работе с проблемными активами Сбербанка Евгения Акимова, управляющий "не должен отбывать номер", а являться своего рода антикризисным менеджером. Однако, по мнению ряда выступивших экспертов, этого не происходит из-за несовершенства законодательства.

Кроме того, в рамках мероприятия по видео-конференц-связи выступил профессор университета Вестминстер, бывший главный юрист НК "ЮКОС" Дмитрий Гололобов. Он отметил, что в отличие от экстрадиционных процессов суды Великобритании при слушании вопросов, связанных с банкротством "олигархов и недоолигархов", встают на сторону российских кредиторов. "Трасты и передача активов родственникам не спасают", - резюмировал он.