МОСКВА, 26 мар — РАПСИ. В Государственную Думу РФ внесены поправки в Гражданский кодекс (ГК) РФ, согласно которым предлагается ввести базовые положения для регулирования правоотношений в рамках «цифровой экономики». Текст документа опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Авторами законопроекта являются председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин и глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников .

Комментируя законопроект, Крашенинников сообщил, что предлагается закрепить в ГК РФ несколько базовых положений, которые позволят регулировать рынок новых объектов экономических отношений («токены», «криптовалюта»), обеспечить правовые условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде («смарт-контракты», «самоисполняемые» сделки и другие) и предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по таким сделкам.

«Без закрепления базовых понятий в гражданском законодательстве будет невозможно регулировать рынок «цифровых объектов» и принимать специальные законы в сфере «цифровой экономики», развитие которой происходит очень быстрыми темпами», - проводятся в сообщении фракции «Единая Россия» слова депутата.

В частности, законопроектом предлагается ввести понятие «цифровое право». Под «цифровым правом» предлагается понимать совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), которая удостоверяет права на такие объекты гражданских прав, как вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг и исключительные права. Оборот «цифровых прав» осуществляется только посредством внесения записей в информационную систему.

Под определение «цифрового права» будет подпадать существующий на данный момент термин «токен». Изначально, как отмечается в сообщении, он обозначает устройство для идентификации, а сейчас стал использоваться в IT-лексиконе для обозначения шифров, владение которыми дает определенные возможности в сети.

«Чтобы понятие «цифровое право» заработало, понадобится законодательно закрепить такой критерий, как существование этого права в информационной системе, отвечающей признакам децентрализованной информационной системы («распределенный реестр»). Эти признаки также должны быть закреплены в законодательстве», - считает глава думского комитета.

Создание цифровых прав, сфера их использования и особенности оборота будут определяться отдельными законами, разрабатываемыми с участием Банка России, Минфина, Минэкономразвития.

Законопроектом также предлагается ввести понятие «цифровые деньги» (в обиходе - «криптовалюта») и закрепляется главное правило, что законным средством платежа они не являются. «В перспективе цифровые деньги смогут использоваться в качестве платежного средства, но только в случаях и на условиях, которые будут устанавливаться в законодательстве», - отметил Крашенинников.

Для описания того, как будет осуществляться оборот цифровых денег, правила о цифровых правах будут применяться к цифровым деньгам. Это означает, что в информационной системе должны существовать записи об обладателях цифровых денег, и с помощью записи должен фиксироваться момент перехода цифровых денег от одного лица к другому. «Однако это станет возможным лишь тогда, когда будет техническая возможность принудительного совершения записи о новом обладателе прав на данный момент», - пояснил парламентарий.

Для облегчения совершения сделок с цифровыми правами законопроектом совершенствуются правила гражданского законодательства о форме сделок, в том числе договоров, рассказал Крашенинников. Предлагается, в частности, установить, что выражение лицом своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств будет приравнено к простой письменной форме сделки. Например, на странице в сети Интернет, в информационной системе, в том числе в приложении на смартфоне, описаны условия для нажатия клавиши ОК, из которых вытекает, что такого нажатия достаточно для полноценного волеизъявления.

Для целей исполнения сделок с цифровыми правами вводится правило, что факт совершенного компьютерной программой исполнения сделки не оспаривается. Это будет действовать во всех случаях, за исключением вмешательства в действие программы.

Законопроектом также решается вопрос о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации (в обиходе – «big data»). «Для этого в Гражданский кодекс вводится конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации и расширяется понятие базы данных - «совокупность данных и сведений». При этом закрепляется, что согласно интересам сторон сделки, договором может предусматриваться обязанность не совершать действия, в результате которых передаваемая информация может быть раскрыта третьим лицам», - сообщил депутат.

Предлагаемые законопроектом изменения не будут иметь обратной силы.

Как сообщалось ранее, 20 марта группа депутатов во главе с руководителем комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесла на рассмотрение Госдумы законопроект о цифровых финансовых активах, в котором , в частности устанавливается, что они и не признаются законным средством платежа на территории России.