МОСКВА, 13 мар — РАПСИ. Сенатор Владимир Лукин внес на рассмотрение Госдумы поправку в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в которой предлагается установить, что в отношении несовершеннолетних граждан не должны применяться обязательные работы как вид административного наказания. Текст документа опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Изменения подготовлены в часть 3 статьи 3.13 кодекса (обязательные работы). В настоящее время обязательные работы, в частности, не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы.

Сенатор напомнил, что гражданин подлежит административной ответственности с момента достижения им возраста шестнадцати лет (статья 2.3.КоАП РФ). Вместе с тем в соответствии с законодательством лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) признается ребенком. Федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних предусмотрена целая система мер и правовых гарантий, направленных на обеспечение прав интересов несовершеннолетних граждан.

В соответствии со статьей 2.3 КоАП РФ несовершеннолетние граждане являются специальными субъектами административной ответственности. В связи с этим дела об административных правонарушениях в отношении них рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Несовершеннолетние могут быть освобождены от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Включение несовершеннолетних граждан в перечень лиц, к которым не применяются обязательные работы, в больше мере, как считает сенатор, отвечало бы общепризнанным принципам и нормам международного права о недопустимости принудительного труда детей.

В отношении несовершеннолетних обязательные работы применяются в основном за совершение таких правонарушений как побои (статья 6.1.1 КоАП РФ от 60 до 120 часов), мелкое хищение (статья 7.27 КоАП РФ до 120 часов), а также в редких случаях за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (статья   20.31 КоАП РФ до 160 часов). Кроме того, применение данной меры наказания к несовершеннолетним возможно за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26 КоАП РФ до 120 часов), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья   20.3.1 КоАП РФ до 100 часов).

При этом, кодекс не предусматривает каких-либо особенностей исполнения наказаний в виде обязательных работ в отношении несовершеннолетних (статья 32.13). Несовершеннолетние привлекаются к обязательным работам на ряду со взрослыми гражданами. Для примера, в Уголовном кодексе РФ, как отмечает Лукин, проводится разграничение: в зависимости от возраста несовершеннолетнего устанавливается продолжительность обязательных работ и порядок их выполнения.

«Отмена обязательных работ в отношении несовершеннолетних граждан в полной мере будет соответствовать общим принципам назначения административных наказаний, учитывать личность виновного и наличие обстоятельства смягчающего административную ответственность (пункт 9 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ совершение административного правонарушения несовершеннолетним)»,— говорится в пояснительной записке к документу.