РАПСИ проанализировало правовую парадигму и мировой опыт мер, ограничивающих возможность женщин прерывать беременность.


Выступление президента РФ в ходе подведения итогов года на минувшей неделе подвело общий знаменатель полемике о необходимости запрета абортов в России в целях улучшения демографических показателей. Дискуссия на эту тему в последние месяцы продолжалась как в среде правозащитников и юристов, так и в среде врачей и граждан. 

«Права и свободы женщины должны соблюдаться», констатировал Владимир Путин в ходе совмещенной прямой линии и итоговой пресс-конференции, отвечая на вопрос о своем отношении к инициативе о запрете абортов в частных клиниках. По мнению главы государства, демографический вопрос должен решаться в двух областях: обращения к российским традиционным ценностям, один из которых является большая семья, и в сфере материального благосостояния.

Острая проблема

Вопросами улучшения демографии в этом году озаботились многие политики и общественные деятели. Так, летом глава Минздрава Михаил Мурашко в ходе своего выступления в Госдуме критиковал сложившее в обществе суждение о том, что прежде, чем заводить детей, женщина должна получить образование и обеспечить себе материальную базу. По мнению министра, хронология жизни женщины должны идти в противоположном указанному направлении, то есть сначала должен решаться вопрос рождения детей и только за ним вопросы образования и карьеры. Поднимать рождаемость Мурашко предлагал путем ужесточения контроля над обращением препаратов для прерывания беременности.

Также летом в Республике Мордовии был принят местный закон о запрещении склонения к искусственному прерыванию беременности на территории республики. Позднее, аналогичный закон приняли и власти Тверской области. Инициативу этих регионов горячо поддержал патриарх Кирилл, призвав распространить ее на федеральном уровне.

В конце ноября заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова сообщила, что на законодательном уровне ведется работа над выведением услуг абортов из частных клиник. 

Важной вехой в развитии темы стало внесение на рассмотрение в Госдуму законопроекта №510787-8 «О внесении изменения в статью 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Инициатором выступило Законодательное Собрание Нижегородской области. Законопроект предусматривает исключение частных медицинских организаций из числа медорганизаций, имеющих право проводить искусственное прерывание беременности.

В вину частным клиникам инициаторы проекта ставят то, что в таких организациях отсутствует строгий контроль за соблюдением порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», ими не соблюдается так называемая неделя тишины, когда женщине предлагается еще раз подумать перед тем, как идти на аборт, не проводится консультирование женщины психологом, юристом, не предоставляется информация о мерах соцподдержки. Инициаторы также считают, что специалисты частных клиник не обладают возможностями и навыками оказания медпомощи, в том числе реанимационной и оперативной, в случае возникновения осложнений.

Разработка законопроекта была направлена на улучшение демографии и снижение количества осложнений, возникающих в процессе и после проведения искусственного прерывания беременности, однако, немалой частью общества проект закона был воспринят иначе – как сокращение инструментов реализации репродуктивных прав и первый шаг к полному запрету абортов в России.

Общественный резонанс достиг такого масштаба, что тема запрета абортов была затронута и в рамках прямой линии с президентом.  По словам женщины, попросившей Владимира Путина дать свою оценку подобным инициативам, такая «вакханалия запретов» приведет к «увеличению нагрузки на государственные больницы» и проложит «прямой путь к подпольной деятельности врачей и увеличению смертности среди женщин».

Не в абортах дело

Противники идеи сокращения репродуктивных прав говорят, что в основе  демографической проблемы России лежит вовсе не проблема доступности такой медицинской процедуры, как аборт, а вопросы финансового обеспечения населения, проблемы приобретения жилья, качества и доступности медицинской помощи, в том числе по гинекологическому, перинатальному профилю, вопросы доступности детских дошкольных учреждений и прочее. 

Обращает на себя внимание и тот факт, что, по данным Минздрава, количество абортов в соотношении с численностью рожденных детей с 2007 по 2020 годы неуклонно снижалось само по себе, без всяких запретов. 

Общество в подобных законодательных инициативах видит не только объективные риски, такие как развитие подпольных абортариев, невозможность государственных медучреждений обеспечить своевременное и качественное проведение процедуры прерывания беременности при увеличении объема пациенток, которые уже не смогут получить необходимые медуслуги в частных клиниках, но и в целом не всегда готово к вовлечению государства в столь личные жизненные вопросы. 

Согласно результатам опроса россиян об отношении к абортам, проведенному ВЦИОМ в 2022 году, мотивы прерывания беременности в общественном мнении сдвинулись от социальных в сторону частного выбора женщины, то есть аборт становится в большей степени личным делом женщины, а не общества. Среди опрошенных 51% выступили против вмешательства государства в такую частную сферу жизни граждан. При этом наибольшее неприятие государственного вмешательства (57%) демонстрирует молодежь в возрасте 18–24 лет, то есть люди, которые находятся в самом благоприятном репродуктивном возрасте.

На чужом опыте

Проблема низкой рождаемости отмечается не только России. Так, по данным ООН, уровень рождаемости во всех европейских странах ниже минимального показателя, необходимого для обеспечения воспроизводства населения в долгосрочной перспективе. При этом в некоторых странах уровень рождаемости находится ниже этой отметки на протяжении уже нескольких десятилетий.

Разные страны вырабатывают свои программы борьбы за рождаемость. Идея сокращения и даже тотального запрета на аборты в угоду демографии также не нова и активно используется, например, в Польше.

Польский закон «О планировании семьи, защите плода и условиях прерывания беременности» действует в стране уже 30 лет. Согласно данному нормативно-правовому акту, в республике допускался аборт только в случаях, когда (1) беременность наступила в результате изнасилования, (2) у плода выявились серьезные патологии, а также в случае (3) наличия угрозы для жизни или здоровья матери. 

И даже столь узкий перечень случаев был дополнительно сокращен Конституционным судом страны в 2020 году. Так, несоответствующим Конституции Польши были приняты положения законодательства, допускающее прерывание беременности в случае обнаружения у плода тяжелого и необратимого дефекта или неизлечимой болезни, угрожающей его жизни. Польское общество на такое ужесточение закона ответило массовыми протестами. 

Получила ли Польша столь желаемый результат от введения этого закона? Однозначно нет – бэби-бума в Польше не произошло, а рождаемость по-прежнему одна из самых низких в Европе.

Негативным последствиями столь жесткого попирания репродуктивных прав в Польше стал расцвет абортного туризма в близлежащие страны, в частности, Чехию и Украину. По неофициальным данным, развитие получила и сеть подпольных клиник, специализирующихся на абортах. Немало фиксируется случаев и отказа от детей в роддомах. 

Альтернативы запретам

То, что запреты плохо работают в таких тонких вопросах как демография и действовать в этой области нужно очень аккуратно, подтвердил Путин. По его словам, решение демографической проблемы России лежит как минимум в двух областях: нравственной и материальной.

В части нравственной составляющей глава государства указал на необходимость обращение к российским традиционным ценностям, одной из которых является большая семья, воспитание как женщин, так и мужчин в духе того, что ребенок – это Божий дар.

Что касается материальной составляющей, президент призвал обратить внимание на женские консультации, поскольку «там есть над чем работать», думать над приведением в порядок родильных отделений региональных больниц и поликлиник. 

И, конечно же, имея целью повышение рождаемости, следует совершенствовать государственную поддержку семей с детьми, развивать систему льготной ипотеки, различных субсидий и другого инструментария, который наработан государством за последние годы в деле поддержки семей с детьми.

Именно такие варианты развития демографии в большей степени отвечают потребностям населения страны. Ведь, по данным опросов, репродуктивные планы россиянок весьма амбициозны. 

По данным исследования ВЦИОМ совместно фармацевтической компанией «Гедеон Рихтер», проведенного в 2022 году в рамках социального проекта «Неделя женского здоровья «Гедеон Рихтер», большинство российских женщин репродуктивного возраста хотели бы иметь детей (88% среди 18-45-летних), при этом 39% опрошенных мечтают о рождении двоих детей,  а 37% хотели бы стать многодетными матерями и иметь трех (28%), четырех и более детей (9%). 

Вместе с тем, практически 40% женщин вынуждены отказаться от своих планов в части материнства в ближайшие пять лет из-за неудовлетворительного материального положения и жилищных условий.