МОСКВА, 5 июн — РАПСИ. Координаторы рабочей группы «Экология» Общероссийского гражданского форума (ОГФ) обратились к заместителю председателя правительства РФ Алексею Гордееву с просьбой сформировать рабочую группу по разработке предложений по реформе системы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Александр Федоров и Асхат Каюмов напомнили, что указом президента России от 7 мая «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» экологическая проблематика выделена в качестве одного из основных приоритетов.

«Увеличивается поток жалоб как от граждан на неблагоприятное состояние окружающей среды, так и от бизнеса на крайнюю избыточность госрегулирования в природоохранной сфере, в городах с высоким уровнем загрязнения падает продолжительность жизни, растут расходы на здравоохранение. Экономический ущерб от неэффективного управления достигает 15% ВВП», — говорится в записке на имя Гордеева. Кроме того, растёт число социальных конфликтов населения с органами власти, вызванных пренебрежением вопросами экологической безопасности и охраны окружающей среды, что наиболее ярко проявляется в Московской области и прилегающих регионах в связи с проблемой безопасной утилизации твердых бытовых отходов.

Всемирно известные российские природные ресурсы, обеспечивающие мощь страны, утрачиваются: утечки нефти доходят до трети от объёма добычи, лесная отрасль убыточна и не окупает расходов бюджета, мировая ценность — озеро Байкал — зарастает ядовитыми водорослями и сокращает запасы своей кристально чистой питьевой воды. По их мнению, система платежей за неблагоприятное воздействие на окружающую среду и штрафов за экологические правонарушения превратилась в чисто фискальную, перестав мотивировать бизнес к реальному сокращению воздействия на окружающую среду.

Система контроля качества окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, как считают координаторы рабочей группы «Экология» ОГФ, не обладает в достаточной мере ни необходимыми средствами контроля, ни инструментами оценки безопасности природной среды, практически превратившись в декорацию, не способную получать данные о реальном положении дел, вырабатывать политику и реализовывать меры по эффективному решению назревших проблем, а деятельность этой системы, по сути, вообще не связана с состоянием окружающей среды и нацелена лишь на формальную отчётность.

Федоров и Каюмов обратили внимание на то, что «в повестке дня отсутствуют и не решаются задачи формирования механизмов и средств контроля за деятельностью объектов, наносящих ущерб окружающей среде и здоровью людей». «Дошло до того, что в ситуацию вынуждена вмешаться Федеральная служба безопасности РФ, своим предписанием обязавшая предприятия-загрязнители на период проведения Чемпионата мира по футболу остановить или ограничить повседневную производственную деятельность в целях защиты здоровья участников и гостей Чемпионата от воздействия не учитываемых или не известных государственной системе управления серьёзных экологических рисков», — говорится в записке.

Координаторы рабочей группы считают, что «головное министерство в области охраны окружающей среды (Минприроды России) не отвечает по положению за вопросы обеспечения экологической безопасности, хотя отвечает за выработку политики в этой области». «При этом подчинённый ему Росгидромет как раз несёт функции по оценке состояния экологической безопасности, что ставит его фактически выше уровня Минприроды. При том, что в подавляющем большинстве стран мира и во всех развитых государственный орган, ответственный за охрану окружающей среды, институционно отделен от органа, ответственного за наиболее эффективное использование природных ресурсов», — рассказали авторы.

Также «накопилось огромное число проблем и противоречий в законодательстве, правоприменительной практике, как в пасьянсе, непрерывно тасуемом распределении полномочий и ответственности между федеральным центром, регионами и органами местного самоуправления, кадровом составе и других аспектах государственной системы».

В стране, по их мнению, «фактически отсутствует государственная политика в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, нет единого федерального ведомства, способного нести эти функции». Отрасль депрофессионализирована, подбор сотрудников, в первую очередь руководящего состава, осуществляется случайным образом, что делает её окончательно недееспособной.

Очевидно, что действующая система управления исчерпала свои способности квалифицированно решать государственные задачи в рассматриваемой сфере, накопила неустранимые недостатки и нуждается в кардинальной реформе. «Возникла серьезная угроза, что при сложившейся в отрасли ситуации страна не сможет достичь важных экологических целей (эффективное обращение с отходами производства и потребления, кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, повышение качества питьевой воды для населения, экологическое оздоровление водных объектов, сохранение биологического разнообразия), поставленных президентом в указе от 7 мая «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», — считают Федоров и Каюмов.