МОСКВА, 3 ноя — РАПСИ. Доступность нейротехнологии синтеза речи привела к появлению сотен тысяч аудиозаписей с измененным голосом. Обязательная маркировка синтезированных аудио и создание «золотой коллекции голосов» помогут улучшить регуляцию современных технологий и помочь пользователям понимать, реальность перед ними или техническая имитация, уверена вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Елена Авакян.

«Общество должно сейчас задуматься о рисках этой технологии и о защите права на голос. Ведь он с точки зрения права — только колебания звука. И это позволяет человеку, использующему нейросеть, утверждать в суде, что с её помощью он просто подобрал такое техническое решение, которое максимально похоже звучит. Технически этот процесс — просто создание очень похожей звуковой модуляции. Сейчас в юридической плоскости шансов на его защиту почти нет», — считает Авакян.

 Она напоминает, что нейросети правосубъектностью не обладают и нести ответственность за компиляции голосов не могут.

Реестр «золотых» голосов

Для работы с нейросетями Авакян предлагает создание обязательной маркировки — она должна автоматически выставляться самой нейросетью и не позволять спекулировать результатами её работы. Также под видео с голосовой симуляцией нужно делать приписку, что ролик создан с использованием искусственного интеллекта — это показатель культуры пользователя, считает эксперт. 

Говоря о юридической плоскости, задача перед правоведами и законодателями состоит в том, чтобы создать именно универсальный инструмент борьбы со злоупотреблениями при использовании голосов, указывает Авакян. Такая задача не является первоочередной, но вопрос на повестке дня может оказаться достаточно скоро. 

 «Также я предлагаю задуматься над тем, чтобы создать «золотую коллекцию голосов» — в теории это позволит обеспечить правовую охрану голоса известных лиц и знаменитостей именно в случае с роликами. Но это не панацея! Когда применение технологии настолько разрастётся, что нам станет сложно её контролировать — мы будем нуждаться в комплексном решении. Но вносить голоса в «реестр защищенных публичных голосов» может быть придётся», — предполагает эксперт. 

Синтез голоса могут начать массово использовать мошенники, опасается Авакян, но хайп вокруг голосового использования нейросетей также будет временным. Общество научится бороться с такими злоупотреблениями и не всегда доверять своим ушам. Мода на подделки схлынет, поскольку они не будут казаться чем-то новым и необычным.

Чаще всего столкнуться с синтезом речи можно при просмотре безобидных роликов в сети: количество записей с каверами на современные композиции только растёт. Сегодня можно услышать, как голос Владимира Высоцкого поёт «Лесника» группы «Король и Шут», а голос Егора Летова исполняет «Вдоль ночных дорог» певицы Макsим. Более смелые экспериментаторы и вовсе используют голоса политиков в погоне за лайками и просмотрами.

Технология синтеза голоса доступна для почти неограниченного круга лиц. Для её использования нужен домашний компьютер и программа, которая распространяется бесплатно. Пользователь может сделать «нарезку» голоса и выступлений «донора» голоса и загрузить её в программу — она вставит его в любую а капеллу.