Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

 

Несколько лет назад американские суды наводнили судебные иски и обвинения в плагиате поваров и авторов поваренных книг против своих коллег. Защита авторского права на кулинарные рецепты оказалась новой "золотой жилой". Похоже, мода на преследование любителей попробовать что-нибудь новенькое на кухне вот-вот выльется за пределы США и растечется по всему миру.


Пока американские мыслители задаются философскими вопросами "что отличает естественное сходство кулинарных рецептов от воровства? и кто, черт возьми, владеет авторским правом на картофельное пюре?", лихорадка судебной защиты своих кулинарных изобретений проникает в самые темные закоулки социума.

В этом году в роли повара решил выступить в суде американский заключенный Гари Коул, который  с 1997 года отбывает свой 25-летний срок за мошенничество и использование огнестрельного оружия во время совершения преступления. Он заявил о своих авторских правах на изобретение тако, которые имеют грандиозный успех в сети фастфуда Taco Bell. 

Коул заявляет, что придумал заменить лепешку в этом блюде на чипсы Doritos в 2006 году. По его словам, он отправил из федеральной тюрьмы Флоренции своему адвокату нотариально заверенный документ, где был описан этот рецепт. Это письмо якобы было украдено почтовой службой США и передано корпорации Yum! Brands Inc., владеющей Taco Bell. Пару лет назад Коул отправил уведомления ФБР, Налоговому управлению США и самой Taco Bell, требуя от последней компенсацию за "идею или изобретение, полученное путем кражи и мошенничества". Теперь он решился обратиться в суд.

2

Лавина исков по обвинению в нарушении копирайта на рецепты, неожиданно обрушившаяся на американские суды в начале нулевых, очевидно, стала следствием происходящих в кулинарном мире потрясений. По данным Национальной ассоциации ресторанов США, доход ресторанной промышленности к концу прошлого десятилетия превысил 500 миллиардов долларов в год – что в полтора раза больше показателей 2000 года. 

Долгое время интерес к судебной защите своих рецептов проявляли только крупные продовольственные компании, подобные Pepsi и Coca-Cola. Теперь же, когда ставки в суде достигли  показателей в миллионы долларов, выгоду защиты авторских прав осознали и рестораны. Кроме того, популярность кулинарных шоу и превращение шеф-поваров в медийных звезд сделали из приготовления пищи шоу-бизнес, что вынуждает всех причастных лиц действовать по законам жанра – в том числе судиться по любому поводу.

3

Типичным образцом кулинарного иска предыдущей эпохи стало недавнее обращение в федеральный суд Манхэттена в Нью-Йорке Роберта и Джоан – сына и дочери ученого Ричарда Ритчи, участвовавшего в создании напитка Pepsi-Cola. Они утверждают, что пищевой гигант запрещает им реализовать права на жизнеописание своего отца. 

Ученый скончался в 1985 году, а бумаги с записями его работы над напитком были обнаружены наследниками только в 2008 году. По словам детей Ритчи, узнав об этой находке, сотрудник архива PepsiCo посетил их дом. Ознакомившись с бумагами, он заявил, что документы "никогда не должны появиться в открытом доступе", поскольку касаются производственных секретов компании. 

Словом, привычная даже россиянам рутинная борьба за свободу слова (в данном случае, действие Первой поправки к Конституции США), которая противоречит принципам развития крупного бизнеса. Уныло и бесперспективно.

4

Другое дело – кулинарные иски новой формации. После взятия на вооружение инструментов пиара сами споры об авторстве рецептов превращаются в шоу. Иногда доходит даже до политических скандалов. Например, Синди Маккейн с ее мужем-кандидатом в президенты США пережили весьма горячие дни, когда журналисты Huffington Post обнаружили, что несколько "семейных рецептов" размещенных на сайте Джона Маккейна были дословно скопированы с Интернет-страницы Рэйчел Рэй, издательницы журнала о еде. 

С тех пор подобные иски стали практически ежедневной обыденностью. Тем интереснее, что это правовое явление едва не было удушено в зародыше еще в начале двухтысячных. Тогда несколько судебных процессов в США закончились постановлением, что рецепт является списком ингредиентов, а не произведением искусства, поэтому не может быть защищен авторским правом. 

Однако вскоре лазейка была найдена. Адвокат Иван Хоффман объяснил, что "другие аспекты" рецепта (например, авторские советы) могут быть защищены авторским правом. Сегодня, действующие в США законы об авторском праве не распространяются на список ингредиентов или схему процесса приготовления пищи. Однако они вступают в силу, если описание сопровождается "существенным литературным выражением в виде объяснений или советов" или является частью более крупной работы – такой как поваренная книга. 

Предпосылки для появления аналогичного разъяснения содержатся в законах большинства европейских стран.

5

Иски полились водопадом. Но вскоре и в них также обнажилось слабое место. Стоит только изменить три ингредиента и чуть переписать инструкцию приготовления, как рецепт автоматически становится твоим авторским изобретением. 

С одной стороны, это открытие полностью соответствует специфике кулинарной эволюции. "На самом деле, в мире циркулирует лишь около 70 действительно оригинальных рецептов. Остальные – вариации", - утверждают эксперты, опрошенные Better Homes & Gardens. 

С другой стороны, если строгость законов об авторском праве заставит фиксировать все изменения, подписи к рецепту могут стать существенно длиннее, чем его содержание. Они могут выглядеть как титры в конце кинофильма, и еще более абсурдно звучать. "Рецепт этого салата пришел от Анны Трубачевой, которая получила его от Марии Смирновой и добавила сельдерей, которая получила его от своей матери Елены Гольц из Санкт-Петербурга, которая понятия не имеет, откуда он взялся..."

6

Адвокаты настаивают, что основная цель ужесточения защиты авторских прав состоит не в поощрении авторов рецептов к сутяжничеству, а во всеобщем признании того факта, что работа повара такая же творческая, как у режиссеров или писателей. Традиционно повара свободно заимствовали и дополняли идеи друг друга, иногда доходило до прямых краж. Сегодня в Западном мире судебная практика оформляется таким образом, что повара начинают владеть авторскими рецептами как композиторы собственными песнями. Согласно этому плану, любому, кто хотел одолжить чужой рецепт, придется уплатить лицензионный сбор.

"Повара считают себя художниками, так что если другие артисты получают защиту своих авторских прав, они думают, что имеют полное право на его получение", - приводит слова профессора права Университета Иллинойса Кристофера Буккафуско Gelf Magazine, который написал книгу по теме авторского права в кулинарии "О правовых последствиях соусов". "Я думаю, серьезные рецепты, действительно, являются одной из форм литературного мастерства", - вторит ему соучредитель кулинарного форума eGullet Стивен Шоу.

7

Эксперты ожидают, что распространение копирайта на рецепты станет самым сильным потрясением для мирового ресторанного бизнеса со времен изобретения меню. Новые деньги могут привести к расколу на рынке труда между мыслителями и исполнителями. "Повара станут действовать, как Энди Уорхол – богатеть на идеях, которые будут реализовывать и множить другие", - предсказывает Шоу.  

Впрочем, как показывает практика, избыток креативности тоже может обернуться плачевными последствиями. Свидетельство чему дело чилийской газеты La Tercera, решение по которому в 2011 году вынес Верховный суд Чили. СМИ, опубликовавшее рецепт "взрывающихся чуррос", должно выплатить 13 пострадавшим читателям компенсацию, эквивалентную 125 тысячам долларов США.

Чуррос – популярное в Испании и странах Латинской Америки блюдо из сладкого заварного теста, приготовленного во фритюре. Журналисты добавили в традиционный рецепт некую изюминку. Вскоре после публикации в больницы стали обращаться люди с ожогами. По их словам, они пострадали при попытке приготовить чуррос по рецепту из газеты.

8

Эксперты, юристы и повара в США и других странах англоязычного мира по-прежнему далеки от единого мнения, ведет ли авторское право на рецепты к большему уважению шеф-поваров как художников на кухне или подавляет свободный обмен идеями? Получат ли они свободу для экспериментов и материальную мотивацию для поиска новых откровений, или же страх исков заставит поваров придерживаться давно проверенных формул и традиционных рецептов прабабушкиной кухни? 
Пока разворачивается эта дискуссия, экономический бум в ресторанном бизнесе начал идти на спад. Одновременно с этим растет кризис в сфере подготовки новых поваров. Последние годы профильное образование в США все более явно выглядит как перенакачанный пузырь, который вот-вот лопнет с самыми плачевными последствиями, как для непосредственных участников, так и для экономики.

Роялти за рецепты могут стать спасением в стремительно перенасыщающемся дипломированными поварами кулинарном бизнесе. 

9

Один за другим в суды США поступают иски от студентов с обманутыми ожиданиями. В 2008 году было возбуждено дело по обвинению в мошенничестве против Le Cordon Bleu в Пасадене, которая принадлежит Кулинарной школе Калифорнии, дочерней компании корпорации Career Education. Еще два иска против других филиалов этой корпорации в Сан-Франциско и в Портленде были поданы в 2007 и 2008 году. Обвинение во всех них содержится одно и то же: студенты были введены в заблуждение о том, какие рабочие места они смогут получить после окончания обучения.

Реклама школы звучала так, что большинство студентов поверили, будто им гарантировано место шеф-повара: "очень высокий процент (80% до 90%) выпускников находят свою должность". И только после окончания учебы выяснилось, что "эти статистические данные не относятся к работе шеф-повара, а включают в себя должности повара-помощника и другие рабочие места с низкой заработной платой, доступные без кулинарного диплома". 

Проблема усугубляется тем, что практически все студенты вынуждены брать большие кредиты для того, чтобы поступить в такие учебные заведения. Стоимость обучения в Академии и сборы варьируются от 21 тысячи долларов за диплом-сертификат "Искусство выпечки печенья" до 43 тысяч долларов за степень младшего специалиста в области кулинарного искусства. Эти расходы не включают в себя книги, оборудование, проживание и питание.

10

Так как обучение в Le Cordon Bleu не позволяет студентам получить высокооплачиваемую работу в области кулинарии,  многие из них вынуждены расплачиваться по кредиту десятки лет. Жалобы выпускников кулинарных школ звучат почти одинаково. 

Вот типичный случай. В 2004 году Эмили Джурни поступила на семимесячную программу "Искусства выпечки сдобы" в Сан-Франциско ради реализации своей мечты – открыть собственную пекарню. Рекрутеры убедили ее, что это дело стоит инвестиций и помогли занять 30 тысяч долларов на оплату курсов.

После окончания учебы единственной работой, которую она смогла найти, стала ночная смена в пекарне Орегона с зарплатой восемь долларов в час. "То, что любой мог бы получить без кулинарного диплома", - рассказала Джурни Huffington Post.

Она была вынуждена отказаться от своей мечты стать пекарем и теперь планирует поступить в колледж, чтобы устроиться хотя бы медсестрой или диетологом. Скорее всего, Джурни придется платить за полученный кулинарный сертификат еще около 15 лет.

11

Выхода из этой ситуации пока не найдено. Но желающих раскрыть свои кулинарные способности перенасыщенность рынка не пугает, так же как десятки исков и сотни жалоб. По данным Career Education, запись в 16 филиалов школ Le Cordon Bleu увеличилось с 8400 в 2008 году до 13100 в 2010 году.

Потребность отработать кредит и навязчивое присутствие в медиа-поле успешных коллег, скорее всего, вскоре спровоцирует поваров переключить свое внимание на окружающих. И тогда любое домашнее угощение или званый ужин вполне могут стать поводом для судебного иска, если знакомый кулинар распознает в вашем блюде свой патентованный рецепт. Странная эволюция рынка защиты авторских прав в России делает сценарий поимки за руку на кухне домохозяек вполне реалистичным сценарием.