Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

Более десяти высокопоставленных чиновников Международной федерации футбола (ФИФА) арестованы и экстрадированы в США в связи с обвинениями их в масштабной коррупции, преступной бесхозяйственности и отмывании денег в процессе выборов стран-организаторов чемпионатов мира по футболу, мошенничестве, рэкете и пр.

В основном это члены исполнительного комитета ФИФА, которые собрались в отеле Цюриха в ожидании очередных выборов президента организации. В числе обвиняемых озвучены имена вице-президентов исполкома ФИФА Джеффри Уэбба и Эухенио Фигередо, экс-президента Конфедерации футбола Северной и Центральной Америки и стран Карибского бассейна (КОНКАКАФ), в недавнем прошлом вице-президента ФИФА, Джека Уорнера, а также Эдуардо Ли, Хулио Роча, Костаса Таккаса, Рафаэля Эскуивеля, Хосе Мария Марина, Николя Леоса.

Президент Российского футбольного союза (РФС) Виталий Мутко заявил, что аресты не связаны с заявочной кампанией «Россия-2018». На первый взгляд, косвенно этот тезис подтвердил на специальной пресс-конференции и директор по связям с общественностью ФИФА Вальтер де Грегорио.

«Не будет повторного голосования по поводу мест проведения чемпионатов мира 2018 и 2022 годов. Турниры, как и планировалось, пройдут в России и Катаре», - заявил де Грегорио.

Также де Грегорио сообщил о том, что выборы президента ФИФА состоятся 29 мая в Цюрихе, как и было запланировано ранее. Арестованные представители ФИФА в голосовании не смогут принять участие, если они не будут на нем присутствовать.

«Сам Блаттер к произошедшему никакого отношения не имеет, он никак не связан с происходящим», - акцентировал директор по связям с общественностью ФИФА.

В официальном пресс-релизе департамента юстиции США сообщается, что «два поколения футбольных чиновников злоупотребляли своими полномочиями ради личной выгоды, зачастую в сотрудничестве с недобросовестными руководителями компаний в сфере спортивного маркетинга, которые не допускали конкурентов и обеспечивали себе высоко прибыльные контракты путем систематических взяток и откатов».

По данным американских юристов, подозреваемые в коррупции члены ФИФА и их сообщники вели преступную деятельность с 1991 года по настоящее время, «участвуя в различных видах преступной деятельности, в том числе мошенничестве, взяточничестве и отмывании денег».

Бизнес

Таким образом, чтобы разобраться в причинах, повлекших нынешние аресты, надо вспомнить, что же такого произошло в 1991 году, в чем американский департамент юстиции видит ущерб своей стране.

В первую очередь, вспоминается история ISMM/ISL – маркетинговой компании, которой принадлежали права на телетрансляции матчей чемпионата мира. Выбор ее в качестве эксклюзивного партнера ФИФА, согласно решению верховного суда Швейцарии, обогатил Жоао Авеланжа (занимавшего тогда пост президента ФИФА) и Рикардо Тейшейра (экс-президента футбольной конфедерации Бразилии) в сумме на 22 миллиона франков.

В частности, компания, бенефициаром которой был Тешейра, в период с 1992 по 1999 года получила от ISL 12,7 миллионов швейцарских франков. То есть, началась эта история как раз в 1991 году.

Но, что интересно, никакого реального наказания фигуранты дела не понесли, поскольку на момент получения ими денег в Швейцарии коммерческий подкуп преступлением не являлся. Для прекращения их уголовного преследования ФИФА заплатила компенсацию в размере 2,5 миллиона швейцарских франков, сам Тешейра отдал еще 2,5 миллиона франков, Авеланж – 500 тысяч франков.

Однако история на этом не закончилась. Швейцарские прокуроры опубликовали доклад, который недвусмысленно свидетельствует об информированности ФИФА о многомиллиардных откатах. Докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) призвал президента ФИФА дать исчерпывающие разъяснения, в частности, о том, почему в Федерации скрывали факты нарушения закона и не принимали меры в отношении преступников, а также какие шаги он намерен предпринять, чтобы подобная ситуация не повторилась вновь.

Никаких внятных объяснений с тех пор из уст Блаттера так и не прозвучало. Однако под его руководством была проведена правовая реформа в ФИФА. В июле 2012 года Федерация приняла новый кодекс, который разделил комитет по этике на два независимых департамента: следственную и арбитражную палаты. В контексте нынешней истории особенно важным представляется тот факт, что первую из них возглавил бывший прокурор Южного округа Нью-Йорка Майкл Гарсия. Судебную – немец Ганс-Иоахим Эккерт. Они оба, а также еще 13 членов комитета по этике, с того дня больше никак не подчиняются ФИФА.

Таким образом, назначение американского прокурора на пост внутрикорпоративного следователя коррупционных и пр. правонарушений в Федерации стало попыткой отвлечь внимание международной общественности и правовых институтов от роли Блаттера в преступлениях его предшественника на посту президента ФИФА.

Характерно, что автор этой реформы, швейцарский профессор права Марк Пит, непосредственно перед воплощением ее в жизнь стал причиной разрыва сотрудничества Международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International (TI) с ФИФА (повод – согласие Пита на оплату ФИФА его труда).

Пит заявил, что не будет разбираться со старыми скандалами, расследование которых было рекомендацией TI. К числу "старых скандалов", упомянутых Питом, вероятно, относится расследование связи Блаттера с делом Авеланжа. А именно – изучение материалов, обнародованных прокуратурой швейцарского кантона Цуг.

Между тем, связь эта более чем вероятна. Сегодня уже практически общепризнанным достоянием истории стал тот факт, что стать президентом ФИФА в 1974 году Авеланжу помог хозяин Adidas Хорст Дасслер. Интересно, что Блаттера Дасслер привел в ФИФА еще на два года раньше, чем добился президентского поста для Авеланжа – в 1972 году. О том, что Блаттер стал фактически преемником Авеланжа (во всех смыслах этого слова) может говорить, например, тот факт, что, когда исполком ФИФА предложил швейцарцу перед выборами оставить свою должность, Авеланж и Блаттер просто покинули заседание, не дав провести голосование.

Политика

Впрочем, на самом деле, очевидно, что вся эта предыстория (с 1991 года) нужна американцам для обоснования своей претензии на несправедливость итогов голосования на право проведения Чемпионата мира-2022. Именно в этих выборах США выставляла свою кандидатуру и проиграла, заняв второе место (14 голосов за Катар, против 8 за США), что и нанесло материальный ущерб американцам. Никакого отношения к Чемпионату мира-2018 в России интересы департамента юстиции США, действительно, не имеют.

И в такой формулировке (различения выборов ЧМ-2018 и ЧМ-2022) их претензии вполне имеют право на существование. Интересное журналистское расследование на эту тему, например, провела газета Süddeutsche Zeitung – оно получило высокие оценки экспертов, и не было аргументированно опровергнуто.

Немецкие журналисты реконструировали процесс выборов места проведения Чемпионата мира-2006 года. Известно, что за несколько месяцев до выборов стало очевидно: симпатии членов исполкома делятся примерно пополам между главными претендентами: заявку Германии поддерживали европейцы и американцы, ЮАР – африканцы. В этой ситуации решающая роль выпадала нейтральным делегатам из стран Азии: Южной Кореи, Саудовской Аравии, Таиланда и Катара. Именно с участием этих стран в короткие сроки произошла череда примечательных совпадений.

Немецкий концерн, который тогда назывался DaimlerChrysler, решил поучаствовать в капитале автопроизводителя Hyundai, шестой сын основателя которого был представителем Южной Кореи в ФИФА. По сведениям немецких СМИ, канцлер Герхард Шредер посодействовал выдаче разрешения на экспорт 1200 гранатометов в Саудовскую Аравию, представитель этой страны в исполкоме ФИФА был отпрыском королевской семьи. Автосалон, принадлежащий супруге таиландского члена исполкома, получил прибыльную возможность стать официальным дилером немецких автомобилей экстра-класса.

Ну а Катар спустя несколько лет неожиданно получил право на проведение Чемпионата мира по футболу в 2022 году. При том, что заявка этой страны в оценочном протоколе ФИФА занимала последнее место.

К сегодняшнему дню всю эту информацию вполне мог аккумулировать у себя глава Следственного департамента ФИФА американец Гарсия. Можно предположить, что, не видя перспектив для привлечения к ответственности всех виновных во внутрикорпоративном разбирательстве, он передал материалы расследования своим соотечественникам.

И совсем не случайным представляется выбор даты арестов за пару дней до выборов президента ФИФА. Многолетняя история попыток проведения антикоррупционных кампаний против футбольной Федерации вынуждает дать пессимистичный прогноз: вряд ли и на этот раз удастся привлечь к ответственности настоящих виновников преступлений, крупных чиновников – узловые фигуры коррупционной сети. Однако невозможность принять участие в выборах ближайших соратников Блаттера (в том числе, гипотетически, и по преступной взаимной поруке) дает шанс на успех его конкурентам, а в перспективе – и для глобальной чистки ФИФА. Очевидно, пока только одно – к России все происходящее имеет весьма отдаленное отношение.