МОСКВА, 17 апр - РАПСИ. Арбитражный суд Ярославской области 18 апреля продолжит рассмотрение заявления конкурсного управляющего ОАО «ТКС» о привлечении к субсидиарной ответственности ОАО «ТГК-2» и экс-гендиректора ТКС Дмитрия Морозова по обязательствам компании-банкрота в размере 4,3 миллиарда рублей.

Сумма требований, предъявленная к ТГК-2 и Морозову, обусловлена кредиторской задолженностью ее дочерней компании (4,3 миллиарда рублей на момент признания ТКС банкротом, в том числе за газ – порядка 3 миллиардов рублей).

В рамках процедуры банкротства экспертами международных компаний «Эрнст энд Янг (СНГ) Б. В.» и Baker & McKenzie был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ТКС, который выявил преднамеренный характер банкротства компании из-за действий руководителей ТГК-2, повлекших дополнительные необоснованные убытки. «Благодаря этим экспертизам деятельность ОАО «ТГК-2» в Твери стала предметом рассмотрения в рамках двух уголовных дел – по факту преднамеренного банкротства ОАО «ТКС», а также мошенничества в сфере предпринимательской деятельности (часть 3 статьи 159.4 УК РФ)и злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ)со стороны экс-гендиректора ТГК-2 Андрея Королева. По вышеназванным статьям Королеву уже предъявлено обвинение, он объявлен в международный розыск и заочно взят под стражу», - сообщили в ТКС.

Заключения экспертов также послужили, по информации компании, «основанием для подачи заявления о привлечении ТГК-2 к субсидиарной ответственности, проще говоря, к оплате долга своей дочерней компании-банкрота, причиной возникновения которого конкурсный управляющий и эксперты считают действия самой ТГК-2».

В компании отметили, что «с 1 января 2010 по декабрь 2012 года ТГК-2 полностью контролировало деятельность ТКС, причем бизнес был организован таким образом, что ликвидные активы и прибыль оставались в распоряжении материнской компании, владеющей 100% акций ОАО «ТКС», а убытки увеличивали несостоятельность тверской компании». В частности, ТКС реализовывала произведенную на ТЭЦ энергию через входящих в группу ТГК-2 посредников (электроэнергия реализовывалась на оптовом рынке электроэнергии и мощности через само ОАО «ТГК-2», тепловая энергия – через другую «дочку» ТГК-2 ООО «Тверьтепло»). Это, по мнению компании, лишало ТКС возможности влиять на должников и получать выручку от реализации в полном объеме.

Конкурсный управляющий обратил внимание суда на тот факт, что ТГК-2 давала указания о привлечении подрядчиков и поставщиков без проведения конкурсного отбора и учета возможности снижения затрат. «При этом, являясь собственником ТЭЦ и котельных, на которых ТКС осуществляло свою деятельность, ОАО «ТГК-2» по договору аренды взимало с тверской теплоснабжающей компании завышенную арендную плату, чем усугубляло и без того тяжелое финансовое положение организации. Начисленная задолженность по договорам аренды в пользу ТГК-2 за 2010-2012 годы составила порядка 863 миллиона рублей. Не наделив ТКС имуществом, материнская компания фактически лишила ее потенциальной возможности погасить долги перед кредиторами за счёт имущественного комплекса, поскольку ОАО «ТКС» создавалась и действовала как компания - «пустышка»», - сообщили в ТКС.

Между тем, как отметили в компании, рассмотрение заявления в суде идет очень непросто и превратилось для ТКС в затяжной марафон «по местности с искусственными препятствиями». Это заявление было подано конкурсным управляющим в рамках дела о банкротстве ТКС еще 29 июня 2014 года. По мнению ТКС, до августа 2015 года рассмотрение аргументов участников процесса фактически судом не начиналось, а затем неоднократно откладывалось по ходатайствам сторон. «Так, около 9 месяцев рассматривалось ходатайство ТГК-2 о проведении экспертизы об определении размера ущерба и взаимосвязи с действиями ОАО «ТГК-2», а также связанные с этим вопросы о выборе экспертов», - заявили в компании.

Попытки отстранения управляющего ТКС

ТКС также обратила внимание на неоднократные жалобы ТГК-2 на действия управляющего должника. Напомним, что 9 декабря 2015 года по очередной жалобе ТГК-2 конкурсный управляющий Георгий Бусыгин был отстранён от исполнения обязанностей. «Именно в этот период, до назначения кредиторами нового управляющего, пользуясь тем, что ОАО «ТКС» оказалось фактически без руководителя, ТГК-2 пыталось в суде утвердить предложенную им кандидатуру эксперта. Когда же стало ясно, что сделать это не удается, в апреле этого года ОАО «ТГК-2» от своего ходатайства о проведении экспертизы попросту отказалось», - рассказали в ТКС.

В тоже время представитель конкурсного управляющего заявил отвод судье, усомнившись в ее беспристрастности и непредвзятости. Также управляющий предложил перенести рассмотрение дела в арбитражный суд Тверской области, поскольку ОАО «ТКС» работало и фактически располагалось именно в Твери. Однако все эти ходатайства были судьей отклонены.

Второй арбитражный апелляционный суд 4 апреля отменил определение ярославского арбитража об отстранении Бусыгина, фактически подтвердив ошибочность выводов суда первой инстанции, а также отказал ТГК-2 в жалобе на конкурсного управляющего.

В ТКС напомнили, что процесс по привлечению ТГК-2 к субсидиарной ответственности на 4,3 миллиарда рублей является самым крупным делом, которое сейчас рассматривается в арбитражном суде Ярославской области. «От его исхода зависит, понесут ли ответственность лица, которые на протяжении нескольких лет собирали с жителей Твери деньги за отопление и горячую воду, последовательно добивались увеличения тарифа, но вместо того, чтобы полноценно проводить ремонт теплотрасс и энергоисточников, полностью рассчитываться с поставщиками газа и других энергоресурсов, своими действиями нарастили кредиторскую задолженность в размере 4,3 миллиарда рублей, сделав Тверскую область одним из крупнейших должников за газ в стране», - заявили в ТКС. Это в дальнейшем, по мнению компании, привело к прекращению газификации в регионе.

По мнению ТГК-2, попытки управляющего переложить на нее бремя финансовой ответственности за банкротство ТКС лишены малейших оснований. Компания считает, что «выдвигаемое обвинение абсолютно беспочвенно, поскольку деятельность всех теплоэнергетических предприятий в Твери, включая ТКС, всегда носила убыточный характер в силу отраслевых причин: изношенности тепловых сетей, экономически необоснованных тарифов на поставку тепла, которые прошлым руководством Тверской области не поднимались по популистским мотивам, и низкой платежной дисциплины потребителей в Твери».