Организация специальных программ и курсов по цифровому праву в высших учебных заведениях, правовое просвещение граждан в сфере цифровизации, профилактика киберпреступлений и создание цифрового кодекса стали основными темами круглого стола, организованного РАПСИ на площадке Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ, участие в котором приняли ректоры, деканы и преподаватели ведущих российских вузов.


С приветственным словом к участникам мероприятия обратился начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков. Он подчеркнул важность создания и развития в отечественных вузах образовательных программ, готовящих на системной основе специалистов в сфере цифрового права. 

"Мне кажется, что проблема кадрового потенциала в сфере цифрового права у нас уже перезрела, потому что мы сейчас наблюдаем развитие цифровой среды не просто как феномена, стоящего сбоку от реальной жизни, а как сегодняшнюю реальную жизнь", — отметил Новиков.

Правовое просвещение

Заместитель генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александр Паршин в своём выступлении акцентировал внимание на вопросе регламентации административной и уголовной ответственности в киберсфере. 

"В настоящее время объектами подобных противоправных деяний могут стать не только экономические интересы физических и юридических лиц, но и личная информация граждан, в том числе в социальных сетях, основными пользователями которых является молодое поколение", — уточнил эксперт.

Он подчеркнул важность работы по правовому просвещению молодёжи, формированию правосознания в школах, высших и средних специальных учебных заведениях.

"С судьями и работниками аппаратов судов проводятся занятия, на которых в том числе рассматриваются вопросы ответственности за посягательства, связанные с использованием информационных технологий, уголовно-правовых и административно-правовых последствий несоблюдения правил поведения в социальных сетях", — сказал Паршин.

О важности работы с молодым поколением в данной сфере заявила и Секретарь Общественной палаты РФ, руководитель Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ Лидия Михеева.

"Пользу цифровизации они (молодое поколение — прим. ред.) осознают лучше всех нас с вами вместе взятых, будучи, если не рождёнными в виртуальной среде, то погружёнными в неё глубже всех. В Центре мы с коллегами обсуждаем те риски, которые таит в себе полный перевод общественных отношений в онлайн-среду. В качестве главного, основного вызова полагаем считать анонимность пользователя. Это то, что беспокоит, на мой взгляд, не только российский правопорядок, но и большинство других цивилизованных стран. При этом нельзя не отметить, что с точки зрения "цифрового законодательства" мы по многим направлениям опережаем их", — указала Михеева. 

Подготовка студентов

Передавая слово руководителям ведущих юридических вузов и факультетов, модератор мероприятия заместитель главного редактора РАПСИ Ольга Бинда отметила, что вопросы подготовки кадров в сфере цифрового права регулярно обсуждаются на различных площадках проекта Администрации Президента и РАПСИ, который она курирует. Однако до сих пор остается открытым вопрос, какими компетенциями должен обладать современный "цифровой юрист", и какие образовательные практики наиболее эффективны при подготовке таких специалистов, заметила она.

Ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Блажеев рассказал собравшимся о двух действующих в вузе специализированных лабораториях, которые занимаются проблемами цифрового права и кибербезопасности.

"Это лаборатория инноваций LegalTech и "Лаборатория цифрового государства". Студенты имеют возможность в рамках этих лабораторий приобрести необходимые компетенции, которые пригодятся юристу в дальнейшей своей деятельности", — отметил Блажеев. 

Он также упомянул о проекте "Цифровая кафедра", который предоставляет возможность студентам получить профессию IT-специалистов по программе профессиональной переподготовки.

"Курсы повышение квалификации — основа цифрового права и LegalTech. Несколько тысяч студентов задействованы в рамках программ "Основы цифрового права" и LegalTech, готовятся курсы киберправа и кибербезопаности. Естественно, всё это требует новых учебников, учебных пособий. Здесь профессорско-преподавательский состав очень активно работает, членами кафедры информационного права и цифровых технологий подготовлены такие учебные материалы", — добавил ректор МГЮА. 

Планами об открытии кафедры цифрового права поделился проректор по инновационному научно-технологическому развитию Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) Виктор Вайпан.

"Мы приняли такое решение, у нас будет отдельная кафедра... Кафедра будет двигаться по трём направлениям: правовое обеспечение цифровой трансформации государства и права, использование цифровых технологий в юридической деятельности... и правовое регулирование цифровизации отраслей экономики и управления, то есть ориентация на высокотехнологичный бизнес, высокотехнологичные отрасли: транспорт, связь, финансы", — уточнил Вайпан.

Декан факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) Вадим Виноградов напомнил, что на его факультете уже функционирует отдельная образовательная программа бакалавриата "Цифровой юрист". 

По его словам, цифровой юрист должен стать своего рода переводчиком между обычными юристами и техническими специалистами.

"Цифровой юрист должен разбираться в праве, это очевидно. На наш взгляд, он должен разбираться и в технологиях, причём не только на уровне пользователя. Мы фиксируем спрос рынка на фактически новые направления такие как правовой инженер, как специалист по автоматизации юридической функции. Очевидно, что там человек должен разбираться и в программировании", — констатировал Виноградов.

Повышение квалификации специалистов 

О проблемах подготовки специалистов в сфере цифрового права в своём выступлении говорила директор Центра цифровой экономики Московского государственного института международных отношений (МГИМО) Элина Сидоренко.

"В первую очередь, обращает на себя внимание кризис категориального аппарата права, который мы должны сегодня заполнить хорошими, конкретными позициями, которые вынужденно будут создаваться ввиду их объективного отсутствия. Следующая проблема — это то, что мы готовим специалистов не под конкретные цели и задачи... Никто не задумывался относительно того, как будет выстраиваться система рекрутинга. Нам нужно сегодня выработать образовательный лифт, который поднимет нового специалиста, цифрового юриста в эту сферу", — подчеркнула эксперт.

Она отметила, что в настоящее время необходимо готовить не только молодых специалистов, но и перепрофилировать старых.

"И в этой связи сегодня мы делаем акцент на программах повышения квалификации сотрудников", — добавила Сидоренко.

В свою очередь, заведующий кафедрой гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Альберт Тумаков обратил внимание на необходимость укрепления кадрового состава в сфере борьбы с киберпреступлениями. 

"В условиях многократно возросшего объёма преступлений, которые совершаются в сфере информационных технологий, особую значимость приобретает подготовка специалистов для оперативных подразделений полиции и, конечно, для органов предварительного следствия и дознания, потому что данные специалисты являются юристами и, скажем прямо, не всегда хватает у них компетенции, поэтому наша задача эти компетенции привить", — отметил эксперт.

Он рассказал о существующих в университете МВД курсах повышения квалификации для действующих следователей и оперативных сотрудников с целью формирования у них соответствующих цифровых компетенций, а также поделился опытом реализации учебной дисциплины "криминальная среда и современные информационные технологии".

"Во время проведения практических учебных занятий нашими курсантами и слушателями было заблокировано около тысячи объявлений с признаками мошенничества, были выявлены определённые фишинговые ссылки, номера мобильных телефонов и банковских карт возможных кибермошенников. То есть это не сугубо теоретические занятия, а непосредственно практико-ориентированные", — уточнил Тумаков.

Систематизация и кодификация 

Тягачом образовательного процесса должны стать организации и компании, для которых готовят специалистов, считает директор по правовым исследованиям НИУ ВШЭ Руслан Ибрагимов.

"Они играют важную роль в образовательном процессе. Всё-таки они практики, и они ориентированы на прикладные аспекты", — отметил спикер. 

В свою очередь, образовательные учреждения, по мнению эксперта, должны стать заказчиками контента для студентов-юристов, что позволит стимулировать науку и исследования. 

"Что касается цифрового права как науки, то у меня есть ощущение, что междисциплинарность сейчас будет очень востребована, потому что как всегда в новой среде, если мы что-то начинаем изобретать (правовые инструменты, регуляторику), то всё это упирается в понимание того, что такое хорошо, что такое плохо. А это значит, что мы должны всё больше идти в смежные гуманитарные науки... Юридическая профессия в моём понимании должна стать интегратором, в первую очередь, гуманитарных наук", — заявил Ибрагимов. 

Ректор Российского государственного университета правосудия (РГУП) Владимир Кулаков затронул в своём выступлении тему принятия кодифицированного акта в сфере цифрового права. 

"Какой-то кодифицированный, может консолидированный акт должен быть. Хотя бы как закон о банках. С этого можно было начать, чтобы у нас было какое-то позитивное основание", — пояснил ректор РГУП.

Он добавил, что университет совместно с Судебным департаментом разрабатывает программы для впервые назначенных сотрудников аппаратов судов с целью повышения их цифровой грамотности.

"Мы в рамках этого курса как раз обучаем наших служащих работе с ГАС "Правосудием", всем вопросам цифровизации", — уточнил Кулаков.

Заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Алексей Жарич заметил, что прежде чем приступать к кодификации следует систематизировать законодательство в цифровой сфере.

"Дальше мы поймём, отдельная ли эта отрасль права или это просто цифровой апгрейд для юристов других отраслей, но систематизация очень нужна — это во-первых, а, во-вторых, очевидно, что повышение квалификации в цифровой сфере необходимо всем: и судьям, и правоохранителям, и юристам", — подчеркнул Жарич.

В завершение мероприятия главный редактор РАПСИ Олег Ефросинин поблагодарил участников круглого стола и выразил надежду, что совместная работа принесёт результат.

"Наша главная задача — создавать как раз вот такие площадки как сегодня для того, чтобы вы имели возможность обмениваться опытом и излагать свои идеи. Мы, в свою очередь, будем способствовать тому, чтобы лучшие идеи образовательной практики доходили и до широкой аудитории, и до заинтересованных специалистов", — отметил Ефросинин.