МОСКВА, 3 мая - РАПСИ. Общественное наблюдение, в представленном в России формате, ни в одной стране мира больше не применяется, - к такому выводу пришли в Центральной избирательной комиссии по итогам изучения практики наблюдения на выборах в разных странах. 

При этом, по словам председателя «Независимого общественного мониторинга» Александра Брода, институт контроля за избирательными процессами в стране продолжает развиваться и совершенствоваться. 

«Из данных, приведённых Telegram-канале ЦИК России, следует, что законодательно общественное наблюдение закреплено только в Республике Беларусь, Сербии и Болгарии. Однако ни в одной из этих страх общественное наблюдение не применяется настолько масштабно, как в России – на всех этапах голосования и при проведении всех его существующих видов. В Белоруссии наблюдатели могут назначаться трудовыми коллективами, общественными организациями и группами избирателей. В Сербии институт общественного наблюдения появился только в 2022 году и еще находится в стадии развития», - рассказывают в НОМ. 

Чаще всего право назначения наблюдателей за рубежом предоставлено непосредственным участникам выборов: партиям, политическим коалициям, кандидатам или избирателям. В Австрии, Франции и Турции наблюдателями могут стать только представители политических партий и кандидатов, участвующих в выборах. В Азербайджане, Великобритании, Финляндии, Латвии и Эстонии наблюдатели могут быть назначены в рамках самовыдвижения. В Узбекистане наблюдателей назначает орган территориального самоуправления. А в Нидерландах и Швейцарии любой избиратель может наблюдать за процессом голосования и подавать жалобы о нарушениях, приводит данные НОМ. По информации организации, в США общественное наблюдение предусмотрено лишь в восьми штатах, в остальных контроля за процессом попросту не существует. Эксперты НОМ заодно напоминают, что выборы в Конгресс США в прошлом году отличились масштабными фальсификациями: были утеряны миллионы бюллетеней, процедура голосования проводилась сотрудниками местных властей в закрытом формате, массово выходили из строя машины для голосования. 

«На данный момент самый большой прогресс в наблюдении можно увидеть в Эстонии и России. Здесь общественное наблюдение предусмотрено даже в рамках дистанционного электронного голосования (ДЭГ)», - отмечают в НОМ. 

Брод напоминает, что в этом году институт общественного контроля на выборах отметил в России свое пятилетие. «В докладе, приуроченном к этой дате, наши эксперты также пришли к выводу, что у нас в стране создана система общественного контроля за выборами, не имеющая аналогов в мировой практике. В таком наблюдении задействованы сотни тысяч наблюдателей, представляющих тысячи общественных организаций и движений; разработана эффективная система обучения и методического сопровождения подготовки наблюдателей; создана организационная, правовая и информационно-коммуникационная инфраструктура обеспечения общественного контроля», - сказал эксперт. 

Важным он назвал и тот факт, что в России выстроена система, включающая совместную деятельность различных институтов гражданского общества: общественных палат, экспертного сообщества, правозащитных структур, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, вовлеченных в работу по наблюдению и общественному контролю за выборами. 

«При этом институт общественного контроля на выборах в России не останавливается в своем развитии. Важность совершенствования его правового обеспечения, его применения на практике осознают и законодатели, и институты гражданского общества. Работа в этом направлении ведется постоянно», - заключил Брод.