Формы бюллетеней в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях различаются. Почему – в разъяснении РАПСИ.


В ДНР вопрос для бюллетеня на голосовании сформулировали так: «Поддерживаете ли вхождение ДНР в состав РФ на правах субъекта РФ?». В ЛНР вопрос будет звучать так: «Вы за вхождение ЛНР в состав РФ на правах субъекта РФ?»

В Херсонской области вопрос в бюллетенях будет несколько сложнее: «Вы за выход области из состава Украины, образование Херсонской области как самостоятельного государства и вхождение его в состав РФ на правах субъекта РФ?» Бюллетень будет составлен на двух языках: русском и украинском.

В Запорожской области сформулировали вопрос следующим образом: «Вы за выход Запорожской области из состава Украины, образование Запорожской областью самостоятельного государства и вхождение ее в состав Российской Федерации на правах субъекта Российской Федерации?». Он будет дублироваться на украинском языке.

Причина, почему формулировки вопросов в бюллетенях различаются – в стремлении организаторов референдумов соблюсти все стандарты международных правовых норм, гарантирующих народам право на самоопределение. 

Согласно Уставу ООН, народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Другие страны-члены ООН должны поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право. При этом и Уставом ООН, и другими нормами международного права признается наличие конфликта интересов между правом народа на самоопределение и принципами территориальной целостности государств.  При этом указывается, что принцип территориальной целостности вторичен и подчинён праву народов на самоопределение. 

В то же время, для соблюдения определенного правового пиетета в процессах самоопределения народа многие эксперты полагают правильным принятие самоопределяющимся народом решения о выходе из состава страны, с которой население региона хочет расстаться – в качестве первоочередного шага. Таким образом, подчеркивается осознание народом себя как отдельной общности, которая далее будет развиваться собственным путем, возможно – в составе другого государства, чей путь развития лучше соответствует культурным, ментальным и другим особенностям самоопределяющейся общности.

ДНР и ЛНР уже провозгласили свою независимость, независимый статус республик признан Россией и рядом других государств. Таким образом, на референдуме жителям ЛНР и ДНР предстоит лишь проголосовать за или против вхождения в состав РФ. Жителям Херсонской и Запорожской областей в ответе на вопрос референдума предстоит вначале согласиться или не согласиться с выходом из состава Украины. Принятие решения на этот счет самими жителями гарантирует легитимность проведения референдума, его правовую дистанцированность от вопроса территориальной целостности – жители смогут реализовать свое право на самоопределение, гарантированное международными нормами, и четко заявить о желании выйти из состава Украины.

Подробнее о праве народов на самоопределение, международном и национальном законодательствах по этому вопросу, парадоксальных позициях Запада в отношении различных прецедентов и о других имеющих значение аспектах референдума читайте в нашем специальном материале