САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 ноя - РАПСИ, Михаил Телехов. Оценивая действие Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, видно, что национальные суды государств выпали из списка возможных юрисдикционных органов по рассмотрению дел о таких преступлениях, а это концептуально не верно. Россия возвращает национальным судам приоритет в рассмотрении дел о геноциде. Об этом министр юстиции РФ Константин Чуйченко заявил участникам форума "Без срока давности".

Идеология нацизма не высечена в камне

Чуйченко в своем выступлении отметил, что отношение к преступлениям нацистов во время Второй Мировой войны зачастую воспринимают, как дела давно минувших дней.

"Идеология нацизма не высечена в камне, подобно вирусу она постоянно мутирует, порождает новые ответвления, чтобы и дальше заражать общественное сознание. Неонацисты маскируются за искажением истории, которые достигали уже такого уровня, что в некоторых политических и правовых актах ряда стран нацистский режим упоминается в одном ряду с советским режимом, освободившим Европу от нацизма", - сказал Чуйченко.

По его словам, формула "Без срока давности" обращает российскую правовую систему не только к прошлому, но и к современности, и к будущему, где уроки истории должны воплощаться в конкретных правовых нормах, а далее реализовываться в рамках общественных, государственных и международных институтов.

Подсудность геноцида

Судебные разбирательства по становлению фактов геноцида, как пояснил Чуйченко, имеет несколько важных аспектов. Один из них в том, что Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него предусматривает подсудность таких дел трем категориям судов - национальным судам, международному уголовному суду и международному суду ООН.

"Но международное правосудие по данной категории дел характеризуется целым рядом недостатков. Это и проблема признания большим числом государств их юрисдикции. Кроме того, есть вполне конкретные претензии к предвзятости, независимости и беспристрастности. Кроме того, в международной практике складывается система, как-будто национальные суды не являются возможными юрисдикионными органами для рассмотрения дел о геноциде. Они как-бы выпали из этого списка", - пояснил министр.

При этом он заявил, что такое положение сложилось только в силу отсутствия у национальных правительств политической воли и общего паралича национальных судебных систем.

"Но это концептуально неверно. Если государственные суды обладают соответствующей компетенцией, то именно они вправе и обязаны обеспечивать рассмотрение дел о преступлениях геноцида независимо от того, сколько времени прошло с момента их совершения", - заявил Чуйченко.

Выдача преступников 

При этом министр не мог пройти мимо неизбежного в непрофессиональных кругах вопроса о том, какие правовые последствия порождают такие судебные решения национальных судов, тем более, что особенность уголовного правосудия в том, что вынесенные национальными судами правовые акты нельзя привести в исполнение за рубежом.

Чуйченко уверен, что такие правовые акты могут получить международное правовое значение, но для этого требует провести целый комплекс мер - это и сотрудничество по линии правоохранительных органов, задействование функционала международных договоров о выдаче преступников.

"Правоохранительные органы могут как запрашивать, так и предоставлять материалы, подтверждающие факты массовой гибели или пыток граждан. Для создания надлежащей правовой базы такого сотрудничества Минюст продолжает работу по развитию многосторонних и двухсторонних договоров, о правовой помощи по уголовным делам, на основании которых направляются такие запросы и могут быть представлены юридически значимые доказательства", - объяснил министр.

Правовые последствия

Чуйченко также отметил, что у общественности порой возникают сомнения - какой практический смысл в констатации российскими судами факта геноцида советских граждан. По словам министра, такую позицию зачастую аргументируют тем, что главные нацистские преступники и так получили суровые приговоры, а более мелких пособников и исполнителей в той либо иной степени настигли либо правосудие, либо смерть.

"Однако сторонники таких взглядов не учитывают тот факт, что несмотря на то, что эти преступления совершались в 1940-х годах, сегодня они по сути выступают отправной точкой неонацизма. Это означает, что признаки общественной опасности и криминальные факторы формирования неонацизма и других производных от него можно в полной мере оценить лишь обратившись к истории, к истокам нацистской идеологии. Поэтому для права преступления нацистов не имеют срока давности", - заявил Чуйченко, напомнив, что в отличие от преступлений против человечности и военных преступлений (под составы которых тоже могут подпадать насильственное притеснение и истребление мирного населения), отличительной особенностью геноцида является наличие  специальной цели, состоящей в уничтожении целой социальной группы по признакам национальности, расы или религии, и эта цель обусловлена следованием определенной идеологии.

Судебные решения по делам о геноциде помогают, по мнению министра, формулировать правовые подходы к определению категорий нацизма и других смежных понятий, из которых в свою очередь будет вытекать состав тех или иных преступлений.