Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Выступление А. Я. Вышинского 

Нью-Йорк, (Спец. корр. ТАСС), 31 октября 1947 г. Я не намерен повторять то, что уже было сказано моим коллегой Родионовым, но я хотел бы уточнить некоторые вопросы, приобретающие значительный интерес, особенно в связи с тем, что мы услышали здесь от Макнейла.

Макнейл здесь сказал, что он понимает чувства и переживания представителей стран, требующих выдачи военных преступников, совершивших свои злодеяния на территории этих стран. Но эти добрые слова отнюдь не открыли Макнейлу путь к добрым делам.

Дело не в том, что представители стран, пострадавших от злодеяний военных преступников, испытывают и выражают законное негодование. Мы боремся за выполнение этих обязательств не потому, что в наших сердцах кипит негодование и мы теряем равновесие, которого хватило бы не на одного Макнейла. Мы полностью сохраняем равновесие и в этом отношении можем поспорить в Макнейлом. Мы боремся за последовательное соблюдение международных соглашений о выдаче и наказании военных преступников, потому что этого требуют обязательства, взятые на себя союзниками перед лицом всего мира и перед гекатомбами жертв, принесенных в войне против фашизма.

Разве то, что сказал здесь Макнейл, говорит о выполнении английским правительством этих обязательств? Разве можно считать нормальным такой порядок, когда, к примеру, английский бригадир Картью самовольным актом решает освободить из-под ареста после 1 октября всех военных преступников, находящихся под арестом в британской зоне, если они до этого числа не будут переданы соответствующим союзным правительствам? Разве не ясно, что ни английский бригадир Картью, ни даже целая генеральная ассамблея таких бригадиров не в праве издавать подобных приказов, ломающих торжественно принятые на себя английским правительством обязательства? И разве ваше правительство, г-н Макнейл, не могло отменить такое незаконное распоряжение, изданное вашим бригадиром еще 17 июля?

Вы здесь говорите, что мы вас неправильно понимаем и что вы выполняете и впредь будете выполнять решения о выдаче и наказании военных преступников. Но разве эти заявления соответствуют тому,что происходит в действительности? Такие заявления представляют собою пустые слова, грубо противоречащие фактам. Поставьте бригадира Картью на место, наведите порядок в собственном доме. Без этого не может быть и речи о полном выполнении международных соглашений о выдаче и наказании военных преступников. 

Вы заявляете теперь, что будете продолжать расследования по делам военных преступников и будете выдавать их, если признаете это нужным. Но такое заявление само по себе говорит о новом вопиющем нарушении указанных соглашений. Эти соглашения отнюдь не предоставляют государствам, под контролем которых находятся территории, где укрываются военные преступники, право решать – выдавать или не выдавать этих преступников государствам, на территории которых они совершили свои чудовищные преступления. В международных соглашениях не сказано, что требования о выдаче военных преступников должны удовлетворяться лишь с согласия тех государств, в руках которых они находятся.

Союзные державы торжественно обязались в своей декларации от 30 октября 1943 года найти военных преступников даже на краю света и отправить этих преступников обратно в места их преступлений, чтобы народы, над которыми они совершали насилия, судили их. Это торжественное обязательство нарушается. Больше того, теперь хотят это нарушение закрепить и увековечить.

Сейчас пытаются укрыть преступников под маской политических «оппонентов», как сказал здесь представитель Сальвадора. Говорят, будто мы требуем выдачи таких «оппонентов», а не военных преступников. Но вы прекрасно знаете, о ком идет речь, выдачи кого мы требуем. Здесь уже называлось много имен. Мы требуем выдачи организаторов дивизий СС «Галичина» Кубштовича и Кирмановича. Эта дивизия входила в состав гитлеровской армии. Она совершила неслыханные зверства. Ее организаторов проклинают матери, потерявшие сыновей, дети, оставшиеся без родителей. Разве этого мало, чтобы назвать Кубштовича и Кирмановича военными преступниками? Мы требовали выдачи гитлеровского наймита Омельченко, который в 1943 году возглавлял карательные экспедиции, предавал огню и мечу села за то, что крестьяне отказывались давать хлеб гитлеровской армии. Разве этого мало, чтобы назвать Омельченко военным преступником?

Но Омельченко, как и многие другие преступники, жив, здоров и гуляет на свободе. Раньше он жил на хлебах ЮНРРА, теперь его кормят другие его покровители. Но он агент гитлеровской разведки, военный преступник. Вы должны выдать его, чтобы народ судил его. К этому вас обязывает декларация союзных держав, под которой стоит подпись и британского правительства. Но вы не хотите это сделать, и вы этого не делаете.

Советская делегация не может не привлечь внимания Генеральной Ассамблеи к фактам систематических нарушений США и Великобританией международных соглашений о выдаче и наказании военных преступников, хотя мы и не питаем надежд на то, что здесь будет принята резолюция, которая способствовала бы ликвидации этих нарушений. Известно, что здесь в силу определенных обстоятельств сложился такой порядок, при котором любое предложение, исходящее от меньшинства, отклоняется даже в том случае, если всем очевидна важность этого предложения. С другой стороны, любое предложение, исходящее от большинства, возглавляемого делегациями США и Великобритании, рассматривается как благо и автоматически принимается. Это обстоятельство нас нисколько не смущает и не останавливает в борьбе за справедливость, за право меньшинства отстаивать свою правоту, бороться за правду.

Большинство юридического комитета предлагает в английской резолюции «принять во внимание все сделанное». Но ведь в действительности для выдачи и наказания военных преступников ничего не сделано. Эта фраза явно не соответствует действительности. Международные соглашения о выдаче и наказании военных преступников американскими и английскими властями не выполняются, и об этом надо прямо сказать. Этого, конечно, в английской резолюции нет.

Большинство юридического комитета вносит проект резолюции, в котором, вопреки существующим международным соглашениям, требующим выдачи военных преступников, предоставлять исчерпывающие доказательства их вины. Начинается свистопляска по поводу юридических терминов prima facie и т. п. 

Вы говорите, что вам неизвестно, кто именно является военным преступником, что вам неясно, кого надо зачислять в категорию лиц, совершивших военные преступления? Прочтите устав Международного военного трибунала, разработанный при участии ваших представителей в Лондоне почти 2 года тому назад. Там ясно сказано, кто такие военные преступники.

Что же касается юридических доказательств вины этих преступников, то мы не обязаны представлять вам исчерпывающих доказательств. Мы должны указать только основные факты, где был и что делал тот, чьи руки обагрены кровью невинных жертв, пролитой в годы войны. В соответствии с существующими международными соглашениями, законами и решениями мы говорим вам – извольте выдать нам этих преступников, и наш суд сам рассудит и определит степень виновности каждого из них, определит кару, которую он должен понести. Судить их должен наш суд, а не вы, держащие в руках преступников, которых вы не хотите выдавать, прикрываясь юридической казуистикой и крючкотворством. Но речь сейчас должна идти не о крючкотворстве, разводимом приказными крысами, а о выполнении международных обязательств.

Проект резолюции, представленный большинством комитета, содержит в своем названии упоминание о выдаче военных преступников. Но, в действительности, это проект резолюции не о выдаче, а о невыдаче военных преступников. Мы голосуем против такой резолюции, которую хочет протащить при помощи механического голосования большинство юридического комитета, представившее этот проект.

***

Как уже бывало не раз, оппоненты советской делегации, не будучи в силах возразить на доводы Вышинского, предпочли отмолчаться и форсировать голосование.

Большинством голосов проект резолюции, представленный юридическим комитетом, был принят. Вслед за тем была поставлена на голосование и отклонена резолюция, представленная югославской делегацией. 

Таким образом, результаты голосования еще раз красноречиво показали, куда ведут организацию Объединенных наций лидеры англо-американского блока, не постеснявшиеся навязать сегодня Генеральной Ассамблее скандальное решение, способствующее укрывательству военных преступников.

(Известия, 4 ноября 1947 г.)

Подготовил Евгений Новиков 


*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены