Герман Геринг 12 ноября 1938 года проводил в имперском министерстве авиации так называемое «совещание министров». Оно застенографировано, фразы записаны пофамильно. Солируют хозяин министерства и Геббельс, но голоса многих нацистских палачей тоже звучат. О том, как реализовывалась нацистская программа уничтожение еврейского народа мы расскажем во второй публикации о документах Нюрнбергского процесса.


Ссылаясь на телефонный разговор с Гитлером, министр Геринг заявляет с присущей ему немецкой бюрократической прямотой, что фюрер потребовал «принять решительные меры в централизованном порядке».

Речь идет о так называемой «ариизации» экономики Германии, то есть о полном изгнании евреев из экономики. Нацистские бонзы сетуют, что дело продвигается медленно, после погромов еврейских магазинов и лавок страховые компании покрывают владельцам убытки. Они жаждут полностью забрать у евреев предприятия, колоссальный штраф, наложенный на всех немецких евреев за убийство евреем-студентом нацистского дипломата в Париже фон Рата, не успокаивает их даже на время.

«Совещание министров 1938 года» – один из ключевых моментов в решении так называемого еврейского вопроса – уничтожения гитлеровцами евреев. Геббельс требует полной изоляции евреев от общества, в частности введения запрета для граждан еврейской национальности передвигаться в общественном транспорте, к примеру на поезде.

Еще один нацист, Гейдрих, предлагает обязать евреев носить опознавательный знак на одежде. В итоге весь мир помнит желтые еврейские звезды, по которым обыватели опознавали несчастных и нещадно избивали, издевались над ними на улицах немецких городов. Гитлеровцы обсуждают принудительную высылку евреев из страны, запрет на посещение больниц и вождение автомобилей.

Совещание было непродолжительным, Геринга больше всего интересовали драгоценности, пропавшие во время погромов из лавок евреев – ювелиров. Такова была его жадная натура.

До начала массового уничтожения евреев в гетто и нацистских лагерях смерти остаются считанные месяцы.

Документ СССР-420. Датирован 5 января 1946 года, г. Варшава.

Свидетельствует Веньямин Горовиц, обитатель (жизнью это не назвать) Варшавского гетто с первого дня его образования. На месяц работающему еврею в гетто полагалось 5,6 кг хлеба, 300 грамм сахара, 240 грамм мяса, 4 яйца. На это нельзя было прожить даже несколько дней. А ведь нужно было работать! К тому же и такой рацион выдавался не полностью. Люди умирали от голода семьями. Лежали на улицах, мертвые дети, женщины, старики.

«Я категорически утверждаю, что немецкая политика пропитания имела целью уморить голодом все еврейское население гетто», - заявлял Горовиц.

С декабря 1941 года по февраль 1942 года в гетто поставлялась брюква.

«Я не могу вспомнить, точное количество поступивших вагонов. По накладным отправителям значился лагерь СС для военнопленных в Люблине, комиссионером был какой-то украинец. Нам было сообщено в качестве строгой секретной информации, что брюква первоначально предназначалась для 256 тысяч русских военнопленных. Советские военнопленные вымерли и это брюкву не стоило вести обратно», - свидетельствует Горовиц.

Задокументировано, что 8 декабря 1941 года началось истребление людей в лагере смерти Хелмно. Трибунал особо отметил, что «число убитых в Хелмно нельзя определить ни на основании осмотра лагеря, ни на основании железнодорожных документов, касающихся транспортов, так как лагерные власти уничтожили все бумаги и вывезли коллективные железнодорожные билеты».

Приблизительные подсчеты показывают, что в нем было умерщвлено и сожжено более 340 тысяч невинных, мужчин, женщин и детей.

Андрей Кирхин


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора