В сегодняшнем материале мы познакомим с актом свидетельских показаний жителей во время оккупации гитлеровцами города Шахты Ростовской области в годы Великой Отечественной Войны.

Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной Войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Акт

Составлен 14 февраля 1943 г.

Мы, нижеподписавшиеся, граждане города Шахты и представители Красной Армии, составили настоящий акт о нижеследующем.

При осмотре шахты имени Красина обнаружены следы чудовищных преступлений немцев, чинимых в отношении мирного гражданского населения. На снегу на поверхности шахты еще сохранились следы крови, дощатая загородка вокруг отверстия ствола шахты изречена пулями. Стреляные гильзы густо валяются тут же на снегу. В самом стволе шахты, на выступающих балках висят остатки одежды. На одной балке повис труп женщины. Вокруг шахты распространяется запах многих сотен разлагающихся трупов.

Неслыханную расправу над мирным населением города Шахты немцы начали сразу же после его занятия. С 21 июля 1942 г. и по 12 февраля 1943 г. в городе происходили беспрерывные аресты. На окраины приезжали закрытые автомашины с обреченными на расстрел.

Аресту подвергали коммунистов, евреев, активных советских и профсоюзных работников и комсомольцев. В гестапо допрашивали около 100 человек ежедневно. Всего за шесть месяцев из гестапо было отправлено на расстрел не менее 18.000 человек, в их числе жители Ростова, Константиновской и других мест, временно проживавшие в городе Шахты. Как правили, арестованных держали в гестапо два-три дня, затем в камеру входил немецкий солдат и выкрикивал: тако-то, без вещей. Это значило – выходи на расстрел. С вещами из гестапо выходил лишь один человек из ста. Вывозили на расстрел партиями по 30-40 человек обычно в одно из следующих мест: два песчаных карьера, шахта имени Красина и шахта «10 лет индустриализации» (шахта Нежданная).

В шахту имени Красина начали с августа возить на расстрел ни в чем не повинных людей от одной до четырех машин ежедневно. Шахтер Жариков видел однажды, как привезли в машине 50 мужчин и женщин. Вызывали по списку. Раздевали догола, подводили к отверстию ствола шахты и расстреливали из автоматов. Многие с патриотическими возгласами сами бросались в шахту, на дожидаясь выстрелов. Один раз привезли машину, наполненную детьми. Большинство из них бросили в шахту живыми. В последние дни перед приходом Красной Армии немцы до того обнаглели, что вывозили на расстрел жителей города в открытых машинах.

Были арестованы, а потом расстреляны Чернокозов – шахтер, орденоносец, член ВКБ, шахтеры Кузевалов, Моисеенко, Антонович. Такая же участь постигла коммунистку Синеньникову, которая была арестована вместе с пятнадцатилетним сыном, семнадцатилетней дочерью-комсомолкой и семидесятилетней матерью, Черноусову – работницу милиции. Тех, вызывали из камеры «с вещами», нещадно избивали плеткой с куском свинца на конце и только потом отпускали.

Немецкие солдаты и офицеры часто расстреливали граждан и без указки гестапо. Так, немецкий офицер расстрелял Матвееву Наталью за то, что во время уборки снега на аэродроме она нагнулась поправить чулок. На очистку аэродрома от снега сгоняли девушек и мальчиков-подростков. Всех, кто на минуту присядет во время работы, немцы расстреливали.

Незадолго до взятия города частями Красной Армии немцы разрушили все культурные и общественные здания города. Взорвали и сожгли 11 школ, 7 клубов, театр, 11 больниц и поликлиник, трамвайный парк и пути, городской водопровод и канализацию, взорвали мосты, две электростанции, три крупных и семь мелких шахт. На шахте «Петровка» взорвано и сожжено восемь восьмиквартирных и восемь шестиквартирных жилых домов, здание клуба, детский сад, аптека. Два лучших магазина в центральной части города превращены в гаражи и конюшни. На дрова разрушено и уничтожено 30 жилых и общественных зданий, а всего по городу полностью уничтожено 156 жилых домов. Частично из 12.000 домов разрушено не менее 30 процентов.

Взорвана железнодорожная станция Шахтная вместе с несколькими жилыми зданиями, сигнальными будками, мостами, стрелками, железнодорожным полотном и пакгаузами.

Немцы разрушили памятник Ленину, скульптуры Сталина, Молотова и Ворошилова. 

Подписи: председатель шахтного комитета шахты имени Красина Д. С. Андронов, шахтеры шахты Красина: П. С. Сулимов, М. Е. Жариков, И. С. Ларских, гвардии интендант 3-го ранга Толстобров, гвардии старший лейтенант Серебряков.

(Военное издательство народного комиссариата обороны 1943 г. «Зверства немецко-фашистских захватчиков»)


 Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены 

Подписаться на канал РАПСИ в MAX >>>