МОСКВА, 26 апр - РАПСИ. Возбуждение уголовного дела в связи с терактом в январе 2011 года в отношении владельца "Домодедово" Дмитрия Каменщика не выдерживает никакой критики - к такому единодушному выводу пришли участники круглого стола "Инвестиционный климат России. Домодедово - частный случай или сигнал бизнесу?", прошедшего во вторник в Москве.

Следователями аэропорту ставится в вину оказание "опасных" услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Суть обвинения сводится к тому, что якобы в 2010 году руководством аэропорта была утверждена новая редакция технологии досмотра на входных группах, которая вместо 100% досмотра посетителей на входе в аэропорт предусматривала выборочный контроль.

Заместитель директора по внешним связям аэропорта "Домодедово" Денис Нуждин заявил, что обе редакции технологии досмотра входных группах предусматривали выборочный досмотр посетителей, в чем легко убедиться, изучив обе версии технологии, размещенный на сайте аэропорта.

По его словам, на момент совершения теракта 24 января 2011 года требования о 100 % досмотре посетителей на входах в аэровокзал не существовало. Стопроцентный досмотр пассажиров был введен позже, уже после совершения теракта. Соответственно, остается непонятным, на каком основании сейчас неисполнение этого требования ставится в вину менеджменту и владельцу компании.

Нуждин уточнил, что компания обвиняется в непредотвращении теракта, что выходит за рамки логики и здравого смысла. "Есть установленные требования по подготовке и обучению персонала, закупке и предоставлению оборудования, которые мы должны обеспечить для обеспечения безопасности пассажиров. Но нам ставится в вину ответственность за непредотвращение теракта. Следствие изобретает универсальную фабулу обвинения - если теракт не предотвращен, даже если все требования выполнены, то аэропорт виновен", - сообщил Нуждин журналистам.

В целом, несмотря на то, в какой ситуации сейчас пребывает "Домодедово", компания работает в штатном режиме и не отказывается от инвестиционных программ, в частности, планов по строительству нового терминала.

Председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов, в свою очередь, сообщил о том, что он был свидетелем становления аэропорта, который на сегодняшний день по качеству своей работы, оказываемых услуг не уступает зарубежным воздушным гаваням.

"Вопрос с возбуждением уголовного дела против владельца аэропорта для меня совершенно абсурден", - заявил Смирнов. По его словам, это доказывает и позиция Генеральной прокуратуры, которая неоднократно настаивала на прекращении уголовного дела в отношении Каменщика и топ-менеджмента компании.

По мнению председателя исполнительного комитета Общероссийской общественной организации "Российский союз налогоплательщиков", члена комиссии по вопросам инвестиционного климата Общественной палаты РФ Артема Кирьянова, налицо определенное давление на бизнес, причем на одного из крупнейших в России налогоплательщиков, обеспечивающих суммарно свыше 30 тысяч рабочих мест. Ежегодно объем отчислений компании в бюджет превышает 7 миллиардов рублей, в то время как общий общем инвестиций в инфраструктуру аэропорта за последние 15 лет превышает 1,5 миллиарда долларов.

По словам Кирьянова, объем совместных инвестиций в инфраструктуру и достигнутые показатели производственной деятельности аэропорта свидетельствуют о том, что "Домодедово" является успешных примером государственно-частного партнерства.

В свою очередь, независимый юрист, практикующий адвокат Александр Глушенков полагает, что владелец и менеджеры аэропорта привлекаются к ответственности за совершенный теракт совершенно необоснованно. "В аналогичной ситуации после совершения терактов в московском метро в 2010 году никто не ставил вопрос о привлечении к ответственности руководства метрополитена. Чем можно объяснить такой избирательный подход следственных органов? С моей точки зрения, стоило сконцентрировать усилия на привлечении к ответственности тех, кто реально занимался организацией и подготовкой теракта, а не назначать стрелочников и вешать на них все грехи", - полагает Глушенков.

При этом он напомнил, что еще в конце 1990-х годов обсуждались варианты создания системы страхования/компенсации ущерба жертвам терактов со стороны государства. "Но такая система до сих пор не создана и никаких нормативных актов до сих не принято и даже не планируется, тем самым государство фактически оставляет без внимания проблему жертв террора и их родственников", - резюмировал Глушенков.

Наконец, в ходе обсуждения особенностей "дела "Домодедово" участники круглого стола обратились к зарубежному опыту, вспомнив о серии терактов 22 марта в Брюсселе. В результате двух взрывов в зоне общего доступа в международном аэропорту Брюсселя и взрыва на станции метро "Мальбек" погибли 32 человека, более трехсот получили ранения различной степени тяжести. Вопрос о привлечении к ответственности менеджмента аэропорта не поднимался. Напротив, ACI Europe (Международный совет аэропортов) выступил с заявлением о том, что усилия авиационной безопасности направлены на контроль доступа в так называемую "стерильную" зону аэропорта, а поддержание порядка и безопасности в "общей" зоне - ответственность полиции.