МОСКВА, 20 июн — РАПСИ. Изменения уголовного законодательства не привели к реальному смягчению действий следственных органов в отношении предпринимателей, считает советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Евгений Рубинштейн.
По словам собеседника агентства, поправки в законы должны были принести реальные изменения ситуации во взаимоотношении правоохранительных органов и бизнеса, но этого не произошло.
«Однако надежды законодателей не оправдались. Представляется, что причиной тому является непринципиальный подход представителей судебной власти к запросам следователей», - считает Рубинштейн.
Количество предпринимателей под стражей, по его словам, не изменилось, поскольку суды стали иначе толковать понятие «в сфере предпринимательской деятельности», относимое к преступлениям.
«Сейчас суды любую предпринимательскую деятельность выводят за рамки этого понятия и рассматривают их (дела - прим.ред.) как обыкновенное бытовое мошенничество» - добавил представитель ФПА.
Органы прокуратуры также не изменили своего традиционного подхода «всемирной поддержки следователей», отметил собеседник агентства. Он считает, что адвокаты не могут противостоять следствию на ранних этапах уголовного дела в отношении доверителей.
Цена ошибки
Важность предварительного следствия в делах, связанных с бизнесом, также отметил адвокат коллегии «Бородин и партнеры» Михаил Колесников. Он обращает внимание на последствия от действий следствия, которые затрагивают не только самого фигуранта уголовного дела.
«Все дело в том, что зачастую при поступлении дела в суд для рассмотрения его по существу бизнес уже не спасти, поскольку руководитель предприятия год как сидит в СИЗО, контрагенты отказались от сотрудничества, расчетные счета арестованы, а банки потребовали досрочного погашения кредитов» - считает адвокат.
Выходом из данной ситуации, по словам Колесникова, является пересмотр подхода к судебному контролю на стадии предварительного следствия.
«В судебном заседании по избранию меры пресечения сторона защиты «рвет душу», рассказывая о том, что имела место обычная предпринимательская деятельность, что инкриминируемое деяние заведомо не содержит признаков преступления и перспективы данного дела достаточно туманны», рассказал Колесников, отмечая, что позиция защиты разбивается о положения УПК РФ .
Выходом, по его словам, может стать представление судам больших полномочий еще на стадии предварительного следствия.
Строжайший контроль
Предприниматели и будущие инвесторы чувствуют себя под постоянным и строжайшим надзором, указывает руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор.
«Он в любой ситуации изначально виноват, и если он попадает в систему, она его просто перемалывает, надежды на апелляцию почти нет», - полагает эксперт. Предприниматели, пережившие уголовное преследование имеют очень мало шансов на то, чтобы подняться и вернуться к нормальной жизни, отмечает Моор.
«Мы уже продолжительное время говорим о регулярной гильотине и улучшении законодательства, но настоящая проблема в правоприменении, в коррупционной составляющей, которая сводит на нет все хорошие и правильные нормы закона, в превышении должностных полномочий чиновниками и правоохранительными органами», - считает эксперт.
Моор напомнил слова президента РФ Владимира Путина о последовательном очищении силовых структур и судебной системы от недобросовестных лиц и исключении возможностей для злоупотребления правом для давления на бизнес. «Признать наличие проблемы - это первый шаг к ее решению. Теперь нужно от посылов переходить к делу. Бизнес сможет развиваться и приносить прибыль только в условиях доверия к системе и взаимном уважении», - резюмировал он.