МОСКВА, 12 мар – РАПСИ. На сегодняшний день правовых ограничений в предоставлении действующему президенту права переизбираться на новый срок нет, поясняет сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева.

«Действующая Конституция допускает возможность её изменения в части количества сроков переизбрания президента. При этом сам закон о поправках в принятой редакции содержит соответствующую оговорку, за которую будет осуществлено всероссийское голосование после заключения Конституционного Суда. Суть её простая: отменить возможность переизбрания президента более двух сроков в будущем, но не придавать данной норме обратной силы к действующему президенту. При этом сохраняются все предусмотренные законом демократические процедуры выборов, итоговое решение остаётся за народом», – подчеркивает эксперт.

Хабриева напоминает о существовании заключения Венецианской комиссии Совета Европы за демократию через право, согласно которому «легитимация поправок Конституции возможна путем их принятия представительным органом, с учетом мнения Конституционного Суда и при одобрении на референдуме». «Комиссия, к слову, заметила, что в таких условиях даже принятые поправки в обход действующих процедур являются допустимыми, как это было во Франции времен Шарля де-Голля. Вообще для международной практики критерием допустимости является соответствие поправок легитимным устремлениям народа. Если рассматривать данный вопрос через призму известного Определения Конституционного Суда от 05 ноября 1998 года №134-О по делу о толковании части 3 статьи 81, то можно вновь отметить, что тогда вопрос был совершенно иной: народу не было предоставлено право голосовать за продление полномочий действующего президента. Всё дело в правовой определенности: граждане должны знать, за что они голосуют», – сказала Хабриева, добавив, что сохранение возможности действующему президенту баллотироваться на новый срок является одной из гарантий обеспечения преемственности власти, обеспечения стабильности и придания «необходимой инерции» государственному аппарату.