МОСКВА, 27 мая — РАПСИ. Эксперты в рамках круглого стола «Юридическая этика нового времени» обсудили роль юридической этики в современном мире, соотношение этики и права на примере работы юриста в различных отраслях.

Заместитель декана факультета права НИУ «Высшая школа экономики» Юлия Ерохина отметила актуальность темы круглого стола и высокую значимость обсуждаемых вопросов. «На сегодняшний день профессиональная юридическая этика является одним из видов прикладной этики, которая формируется на основе взаимосвязи правовых и нравственных принципов и норм, оказывает воздействие на правовое и нравственное сознание юристов. Особенно задача применение норм этики в юридической деятельности становится актуальной в новое время, когда осуществляется курс на гуманизацию государственной и общественной жизни, когда законодательство начинает отводить особое место и роль решениям государственных служащих, прокуроров, судей, нотариусов, адвокатов и других участников профессионального сообщества», – считает эксперт.

По мнению управляющего партнера московского офиса Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (АБ ЕПАМ) Дениса Архипова, «в практической деятельности юриста вопрос соотношения права и этики возникает не так часто, в основном он связан с профессиональной этикой адвоката». «Однако все мы понимаем, что право берет свои корни в этике и общих представлениях о морали и справедливости. Нормотворчество обычно догоняет прогресс, право стремится урегулировать отношения, которые постоянно меняются и развиваются. Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда общественные отношения уже сформировались, а право еще не подоспело. В таких случаях как раз появляется место для этики, которая формирует и регулирует общественные отношения, из которых образуются нормы права», – подчеркнул эксперт.

Советник АБ ЕПАМ, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян обратила внимание на то, что «в области ИИ (искусственного интеллекта − прим. ред.) на сегодняшний день пока нет иного регулирования, кроме этических норм». Она считает, что «ситуация, которая складывается вокруг ИИ, показывает подлинное отношение мира к этике». Тему этики искусственного интеллекта подхватил управляющий директор Центра регулирования ИИ Сбербанка (Центр компетенций «Искусственный интеллект») Андрей Незнамов. Спикер согласился, что сейчас весь мир занимается формированием цифровой этики, а заключается этот тренд не только в принятых международных документах, но и в том, что на уровне правительства целого ряда стран одобрены этические стандарты по работе с ИИ. «Понимание регулирования технологий еще не сформировалось. Видимо поэтому в странах, которые развивают новые технологии, общество договорилось с государством развивать регулирование этих отношений на основе ГЧП (государственно-частного партнерства − прим. ред.)», – резюмировал директор центра.

Доцент кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Гаинэ Давидян отметила отсутствие понимания у юристов этики как науки. «В первую очередь, этика – это правила поведения. У нас нет профессиональной этики юриста, потому что отсутствует единая профессия юриста», – отметила эксперт. Есть ситуации, когда профессия должна взять верх над базовыми правами, считает она.

Первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев заметил, что в современной России очень мало внимания уделяется этическим вопросам. По мнению эксперта, этика – это понимание того, как индивидуумы должны взаимодействовать друг с другом внутри и вовне группы. «В нормативно-правовом регулировании есть инструменты, которые позволяют праву быть этичным, например, в уголовном кодексе. Адвокат, прокурор и судья – все эти функции созданы с одной общей целью: для того, чтобы торжествовал закон, следовательно, этика у всех едина», – считает Толчеев.

На мероприятии отмечалось, что Кодекс профессиональной этики адвоката был принят в 2003 году Всероссийским съездом адвокатов. Следующим в 2012 году стал Кодекс судейской этики, к принятию которого подтолкнуло международное судейское сообщество, а в 2015 году появился Кодекс профессиональной этики нотариусов.

Преподаватель факультета права НИУ ВШЭ Ольга Шепелева убеждена, что в этических кодексах сформулированы общие базовые принципы профессиональной деятельности. Навык толкования этих принципов применительно к конкретным ситуациям в работе юриста формируется не сразу. Именно поэтому, если органы профессионального самоуправления будут выпускать детальные разъяснения по конкретным вопросам, юристам будет проще действовать этично. Однако, как считает преподаватель факультета права, «принять четкие руководства по всем аспектам профессиональной деятельности невозможно». Поэтому важно научить будущих юристов навыкам рефлексии и анализа ситуаций и своих действий с точки зрения ключевых принципов профессиональной этики, сказала эксперт.

Участниками круглого стола выступили также преподаватели факультета права НИУ ВШЭ, которые участвуют в реализации научно-исследовательского проекта «Этика и право: соотношение и механизмы взаимовлияния» НИУ ВШЭ. Подводя итоги, эксперты отметили необходимость дальнейшего обсуждения и оценки выдвинутых рекомендаций по имплементации рассмотренных инструментов юридической этики на различные профессиональные отрасли (адвокатская этика; судейская этика; нотариальная этика; этика искусственного интеллекта; этика юридической фирмы; этика социологии и др.), а также проявили интерес на дальнейшую совместную экспертную работу в рамках заданной тематики круглого стола.