МОСКВА, 7 июн — РАПСИ. Для того, чтобы не стать жертвой кибермошенников, начальник отдела информационной безопасности Управления информатизации и связи Верховного суда РФ Владимир Чаплинский советует гражданам не отвечать на звонки с незнакомых номеров, не открывать вложения в письмах от неизвестных контактов, иметь две и более симки, а также использовать сложные пароли, передаёт корреспондент РАПСИ с заседания дискуссионного клуба имени Замятнина.

РАПСИ приводит наиболее действенные меры защиты от кибермошенников:

• не "светить" номер телефона или адрес электронной почты;

• иметь две (и более) симки или два (и более) адреса электронной почты − для семьи/друзей, для Интернет-магазинов, для официальной переписки с ОГВ/поликлиниками и т.п.;

• заносить контакты абонентов, кого вы знаете/доверяете, в свой телефонный справочник или адресный справочник электронной почты заранее. Если нужен с кем-то контакт, кого вы не знаете, – сначала удостоверьтесь, что это "реальный" индивидуальный контакт;

• не отвечать на звонки с неизвестных вам телефонных номеров или адресов электронной почты;

• не открывать вложения в электронных письмах от неизвестных контактов;

• не отвечать на звонки и адреса с известных телефонных номеров или адресов электронной почты, если у вас нет к таким абонентам никаких "дел". Например, по номеру 900 (Сбербанк) могут оказаться мошенники (подделали высвечиваемый номер) или навязывание Сбербанком услуг − вас могут "уговорить" с использованием психологических приемов. Надо себя настроить, что это неважные звонки. Если ответили на звонок, в разговоре старайтесь не говорить слово "Да";

• не вступать в диалог/дискуссию по телефонной или электронной переписке с неизвестными вам лицами;

• надо себя настроить/научить думать, что официальные контакты − только через официальные каналы (портал или клиент на телефоне): Федеральные Госуслуги, Госуслуги города Москвы, портал ФНС России, портал ГИБДД, для взаимодействия с военкоматом Минобороны РФ – сервис Федеральных ГосУслуг;

• установить на телефон "личные кабинеты" нужных организаций.

Кроме того, Чаплинский советует соблюдать следующие правила при составлении пароля:

• используйте длинные пароли. Пароль должен состоять из нескольких слов или целого предложения, для пароля используйте части слов;

• не используйте словарные слова в качестве пароля;

• используйте совокупно прописные и строчные буквы, цифры и символы (например, $, % или *), пробелы (когда это возможно);

• избегайте замены букв похожими цифрами;

• не храните записи паролей на бумажных носителях или в своих мобильных устройствах, в общедоступном месте в простом виде – кодируйте их;

• меняйте пароль в случае подозрения, что он стал известен другим лицам;

• не используйте в пароле ваше имя, дату рождения, почтовый индекс, имена родственников, клички домашних животных, очевидные пароли: "password" или "123456789".