"На протяжении столетий международное морское право формировалось на основе как обычно-правовых норм, так и конвенций", - сообщает буклет Международного трибунала по морскому праву (МТМП). Под конвенциями здесь имеется в виду, прежде всего, Конвенция ООН по морскому праву, в соответствии с которой и была создана эта независимая судебная инстанция. 

А вот до этого в ходу были только обычно-правовые нормы. Споры на море разрешались с помощью утверждений Папы Римского, сборников Родосского права, Олеронских свитков, Консолато дель маре, Висбийских законов и др. Посредниками выступали торговые суды, консулы, Международный суд ООН…

Рождение Трибунала

По одной из версий, именно успехи в мореплавании и судостроении дали решающий толчок возникновению и развитию международного права. Переломным моментом стала эпоха великих географических открытий в XV и XVI веках. В 1493 году Папа Римский Александр VI утвердил раздел Атлантического океана между Испанией и Португалией. После этого перед остальными странами встала дилемма: превращать свой флот в пиратский или добиваться равноправия с помощью новых секуляризованных инструментов права. 

Теоретическое обоснование принципа свободы открытого моря дал Гуго Гроций в опубликованной в 1609 году работе "Свободное море". Следом стали появляться нормы, призванные регулировать отношения государств в связи с использованием Мирового океана. Тогда же получили дальнейшее развитие такие мирные способы разрешения международных споров, как посредничество и арбитраж. 

Только в 1958 году состоялась первая Конференция ООН по морскому праву, на которой была предпринята удачная попытка уложить все разнообразие циркулирующих в мире законов о море в единый правовой свод. Его назвали Женевские конвенции по морскому праву. 

17 декабря 1970 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию принципов, регулирующих режим дна морей и океанов, объявив это дно общим наследием человечества. Она также постановила созвать новую международную конференцию с целью установления международного режима морского права.

Первая сессия третьей Конференции состоялась в 1973 году. И продолжалась она фактически девять лет без остановки. Все это время представители более 160 государств занимались согласованием самого всеобъемлющего многостороннего договора в истории публичного права: Конвенции ООН по морскому праву (ЮНКЛОС). Генеральная Ассамблея ООН приняла ее 30 апреля 1982 года. 

Однако вступила в силу ЮНКЛОС лишь спустя еще двенадцать лет – 16 ноября 1994 года, после того, как были сданы на хранение требуемые для этого 60 ратификационных грамот или документов о присоединении. 

Кодификация в единое соглашение универсального правового режима, регулирующего доступ к использованию ресурсов почти двух третей поверхности Земли, был крупнейшим и наиболее продолжительным дипломатическим предприятием в истории Организации Объединенных Наций. В своем заявлении на церемонии подписания Конвенции Генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр назвал ЮНКЛОС "самым, вероятно, важным правовым актом за это столетие". 

По состоянию на 2013 год к Конвенции присоединились 165 субъектов международного права (164 страны и Европейский союз).

21 судья и регистратор занимают места за деревянными столами на верхнем ряду, под ними справа располагаются помощники, legal officers, слева – стенографистки // Аркадий Смолин, РАПСИ

Судебная структура
Несколько государств сопротивлялись включению в Конвенцию судебного органа, который сможет авторитетно разрешать споры по ее реализации и интерпретации. В результате, в отличие от всех других международных судебных органов, которые, как правило, помещены в центр правовой системы, Трибунал – лишь один из четырех возможных способов для урегулирования морских споров.

Другие три варианта: Международный суд; Арбитраж; Специальный арбитраж. Более того, Трибунал даже не является органом применяемым по умолчанию для урегулирования спора в случае, когда государства-участники не выбрали ни одну из четырех доступных форм. В этом случае они должны быть направлены в Арбитраж в соответствии с Приложением VII Конвенции.

Кроме того, в самом МТМП возможно рассмотрение споров в формате палаты, а не Трибунала в полном составе. Особое место среди них занимает палата по спорам, касающимся морского дна, которую возглавляет российский член МТМП Владимир Голицын. Она состоит из 11 членов Трибунала и обладает исключительной юрисдикцией применительно к спорам или вопросам, касающимся разведки и разработки района морских недр.

Это единственная палата, которая рассматривает все подведомственные споры согласно Статуту Трибунала. Во все остальные дела могут быть переданы только с согласия обеих участвующих сторон. Всего в составе МТМП пять специализированных палат. Палата упрощенного судопроизводства, состоящая из пяти членов и двух заместителей; палата по спорам, касающимся рыболовства; палата по спорам, касающимся морской среды; палата по спорам о делимитации морских пространств. Также Трибунал может учредить специальную (ad hoc) палату для рассмотрения конкретного спора.

Процедура передачи споров в камерные палаты получила в здании Трибунала интересное архитектурное решение. Большой зал заседаний и две небольшие комнаты для заседания палат разделяют передвижные стены. Когда дело рассматривается Трибуналом в полном составе, эти перегородки сдвигаются вплотную к внешней стене, освобождая место для зрителей, журналистов, участников делегаций (всего 250 мест). Когда же судьи собираются в камерном составе, то перегородки съезжаются, образуя за трибунами две небольшие комнаты.   

Трибунал уполномочен рассматривать любые споры, возникающие в связи с интерпретацией положений Конвенции и ее действием, а также спорные ситуации по договорам, подсудным трибуналу. С государств-участников споров не взимаются какие-либо судебные сборы или платежи. Более того, развивающиеся государства, в ходе рассмотрения МТМП их дела, могут рассчитывать на финансовую помощь в оплате адвокатских услуг, либо путевых расходов и расходов на проживание их делегации в ходе устного судопроизводства в Гамбурге. 

Бюджет Трибунала формируется из взносов государств-участников Конвенции. Эти взносы рассчитываются согласно шкале взносов в бюджет ООН, отражающей размер их экономики.

 
помещения Трибунала в Гамбурге занимают площадь 30,09  тыс.кв.м., включая современное здание из стекла и бетона, а также особняк XIX века // Аркадий Смолин, РАПСИ

Состав Трибунала

Трибунал состоит из 21 независимого члена. Государства–участники ЮНКЛОС избирают этих членов тайным голосованием на возобновляемый девятилетний срок. Чтобы обеспечивалась преемственность, раз в три года проводятся выборы одной трети членского состава. 

В составе трибунала, по внутренним правилам, должно быть обеспечено представительство основных правовых систем мира, а также справедливое географическое распределение его членов по пяти основным географическим группам. Аналогичные принципы политкорректности и равноправия применяются и в отношении выбора руководящего состава.

Первый президент Трибунала – Томас Менса был из Ганы. Он проработал на этом посту три года, так же как и все следующие президенты МТМП: Чандрасекхара Рао (Индия), Долливер Нельсон (Индонезия), Рюдигер Вольфрум (Германия), Жосе Луиш Жезуш (Кабо-Верде). С 1 октября 2011 года Международного трибунала по морскому праву возглавляет Сюндзи Янаи из Японии. Кроме первого президента, все последующие до сих пор продолжают работу в Трибунале в качестве рядовых судей. 

Официальные рабочие языки Трибунала, располагающегося в Германии, английский и французский. Рабочий день судьи составляет шесть часов: с 10 до 16. В Трибунале трудится 44 штатных сотрудника. И еще два десятка приглашаются непосредственно на процессы и встречи, как, например, стенографистки, которые отрабатывают один день, а потом ждут следующего вызова.

Хотя Трибунал был учрежден на основании конвенции, заключенной под эгидой ООН, он не является органом последней. В 1997 году Трибунал заключил с ООН соглашение о сотрудничестве и взаимоотношениях. С 1996 года Трибунал имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН, что позволяет ему принимать участие в ее заседаниях и работе, когда рассматриваются актуальные для него вопросы. 

Каждый год устраивается примерно двадцать стажировок для молодых государственных служащих и студентов, изучающих право, международные отношения, связи с общественностью, политологию, библиотечное дело и языковой перевод. Стажировки длятся по три месяца. 

Однако сотрудники МТМП активно участвуют в подготовке будущих потенциальных кадров. Ежегодно МТМП устраивает четырехнедельную летнюю академию для студентов, изучающих международное морское право – как публичное, так и частное. К занятиям привлекаются члены Трибунала, преподаватели и специалисты по относящимся к этой области дисциплинам и коллектив деятельно настроенных слушателей со всего мира.

Проекты Трибунала по популяризации и углублению знаний о морском праве распространяются на все социальные группы. Например, программа МТМП/Фонда "Ниппон" по наращиванию потенциала и обучению в вопросах ЮНКЛОС призвана дать государственным чиновникам и исследователям возможность пройти продвинутую юридическую подготовку, посвященную урегулированию международных споров согласно Конвенции.

Лекции, предметные исследования и обучение по вопросам ведения переговоров и посредничества и по вопросам делимитации морских пространств позволяют участникам глубже вникнуть в механизмы урегулирования споров, предусматриваемые Конвенцией.

В лектории Трибунала проходят обучение студенты из Китая, Индии, Германии, Мексики и других стран со всех континентов // Аркадий Смолин, РАПСИ 

Дела Трибунала

Церемония открытия Трибунала прошла 18 октября 1996 года. Первое разбирательство было инициировано в ноябре 1997 года. За прошедшие шестнадцать лет Трибунал рассмотрел 22 дела. 

Российская Федерация трижды была участником споров. В декабре 2002 года Россия подала иск к Австралии по рыболовному судну "Волга", задержанному по обвинению в незаконном лове рыбы. Трибунал вынес решение о незамедлительном освобождении судна и его экипажа, значительно снизив сумму залога и признав неправомерными требования австралийских властей. 

В 2007 году Япония подала два иска против России. Они касались освобождения рыболовных судов "Хошинмару-88" и "Томимару-53", которые были задержаны российскими пограничниками за незаконный лов рыбы в исключительной экономической зоне нашей страны в июле 2007 года и в октябре 2006 года, соответственно. В августе 2007 года трибунал постановил незамедлительно освободить судно "Хошинмару-88" и его экипаж после предоставления залога в размере 10 миллионов рублей. Судно "Томимару-53" Россия освободила, не дожидаясь решения трибунала.

Первым спором, рассмотренным МТМП, стало дело по вопросу задержания теплохода "Сайга". Сент-Винсент и Гренадины подали 13 ноября 1997 года заявление на Гвинею, требуя немедленного освобождения нефтяного танкера, его груза и экипажа, состоящего в основном из граждан Украины. 

Судно было арестовано за бункеровку рыболовных судов у берегов Гвинеи. Трибунал вынес 4 декабря 1997 года свое решение, предписав освободить судно и экипаж по поступлении обеспечительного платежа, равного стоимости находившегося на судне газойля плюс 400 тысяч долларов США в качестве залога. 

Второе решение по этому делу было вынесено 1 июля 1999 года. Правительства Гвинеи и Сент-Винсента и Гренадин подняли более масштабные вопросы: юрисдикции прибрежного государства в своей исключительной экономической зоне, свобода судоходства, исполнение таможенных законов, бункеровка судов и право преследования по горячим следам.

Трибунал постановил, что арест и задержание теплохода нарушает Конвенцию ООН по морскому праву. В этой связи Гвинею обязали выплатить Сент-Винсенту и Гренадинам компенсацию в размере 2,1 млн. долларов США.

Одно из самых интересных дел в истории Трибунала было подано в палату по спорам, касающимся морского дна. 6 мая 2010 года Совет Международного органа по морскому дну обратился в Палату с просьбой вынести консультативное заключение относительно обязанностей и обязательств государств, поручившихся за физических и юридических лиц применительно к деятельности в Районе. 

"Район" — это устанавливаемая ЮНКЛОС зона, которая представляет собой дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции. Конвенция объявляет Район и его ресурсы общим наследием человечества. Ресурсами Района, такими как полиметаллические конкреции и сульфиды, управляет Международный орган по морскому дну.

1 февраля 2011 года было вынесено решение. Палата усмотрела за поручившимися государствами, во-первых, непосредственное обязательство, например обязанность применять принцип предосторожности. Согласно заключению, несоблюдение контрактором своих обязательств само по себе не порождает ответственности поручившегося государства. Она возникает только в случае, если государство не выполняет своих обязательств по Конвенции и возникает ущерб. То есть необходимо установить причинно-следственную связь невыполнением и ущербом. 

Кроме того, Палата нашла в ЮНКЛОС требование к поручившемуся государству принять в рамках своей правовой системы законы, правила и административные меры, которые призваны обеспечивать соблюдение контрактором своих обязательств и освобождать поручившееся государство от ответственности.