МОСКВА, 28 фев - РАПСИ, Сергей Феклюнин. Назначение председателей судов и их заместителей за исключением руководителей высших судов не указами президента, а постановлениями пленума высшей инстанции прибавит независимости судебной системе, такое мнение высказал председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ Антон Иванов в интервью Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ/infosud.ru).

"Думаю, это прибавит независимости судебной системе, для меня это очевидно", - сказал Иванов.

По словам главы ВАС РФ, процедура назначения на должность судьи в каждой стране очень сложная, многие судьи сами называют это чистилищем.

"Но у нас это чистилище все судьи проходят один раз, а председатели и заместители - раз в шесть лет", - отметил Иванов.

Как пояснил руководитель высшего арбитража, при рассмотрении кандидатуры судьи учитываются мнения органов местной власти, правоохранительных органов, в том числе налоговых органов, мнение полпредов президента, а вся эта процедура находится внутри системы исполнительной власти.

"Идея состоит в том, чтобы для судей это сохранить, один раз за всю их жизнь, а для председателей и их заместителей создать другую процедуру. Когда они тоже назначаются на срок, но проверка их деятельности осуществляется полностью внутри судебной системы", - сказал Иванов.

По его мнению, можно ввести в суде анонимное анкетирование или рейтинговое голосование, но финальное решение должна принимать именно судебная власть - в частности, пленум высшего суда.

Руководитель ВАС РФ считает, что арбитражные суды в меньшей степени зависят от местных властей, чем, например, районные суды общей юрисдикции, но "если бы эта система была распространена на суды общей юрисдикции, это добавило бы им независимости и самостоятельности".

При этом председателей и заместителей председателей районных судов можно было бы назначать через заседания президиумов областных судов, полагает Иванов.

В то же время глава ВАС РФ негативно относится к идее выборности председателей судов общими собраниями судей.

"Я считаю, что это преждевременно в наших условиях. Председатель суда помимо того, что он отправляет правосудие, наделен еще существенными административными и хозяйственными функциями, а выборность если где-то и существует (очень редко где, кстати), то в условиях, когда все эти функции осуществляются не внутри судебной системы, а извне министерством юстиции. Эта зависимость, поверьте, пожестче любой другой", - сказал собеседник РАПСИ.

По его мнению, государство слишком мало вкладывает средств в судебную систему, "чтобы позволить существовать выборности".
"Когда ресурсов не хватает, начинается борьба за ресурсы, в этих условиях выборность будет работать в узко эгоистических интересах определенной группы лиц", - считает Иванов.

Однако он не исключил возможности в будущем рассмотреть этот вопрос.

"Для этого, на мой взгляд, надо резко увеличить финансирование судебной системы и решить вопрос с хозяйственными и административными функциями председателей судов", - заявил глава высшего арбитража России.