САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 июн - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ требует внесения необходимых изменений в региональные законы, положения которых снижают уровень конституционных гарантий на свободу собраний, необоснованно ограничивая право на мирные митинги и шествия, говорится в новом постановлении КС.

Соответствующая позиция была выработана КС после проверки конституционности статьи 3.4 закона Самарской области "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области" в связи с жалобами Натальи Барановой, Александра Круглова и Дамира Сталина. Этот закон добавляет к федеральным ограничениям запреты проводить публичные акции ближе 150 метров от школ, детсадов, больниц и храмов. Нормы признаны не соответствующими Конституции РФ. Решение КС РФ основано на ранее вынесенных правовых позициях суда. 

От митинга на автодроме отказались 

Как следует из материалов дела, Баранова, Круглов и Сталин хотели провести 1 декабря 2019 года митинг на центральной площади Самары - площади Куйбышева, но администрация города отказала им, поскольку это место находится на расстоянии менее 150 метров от общеобразовательных учреждений, больницы и храма. Компромиссное намерение перенести митинг в альтернативное место - на площадь Чапаева, также было встречено отказом, поскольку оно расположено на расстоянии менее 150 метров от также образовательного учреждения и военного объекта. А от проведения митинга в местном гайд-парке - на автодроме в районе автосалона "Рено" - организаторы акции отказались.

В судах решение городской администрации посчитали обоснованным и соответствующим оспариваемому закону Самарской области. При этом в апелляционной инстанции была отклонена ссылка заявителей на правовую позицию КС, выраженную в постановлении от 1 ноября 2019 года №33-П. Напомним, что постановление №33-П гласит, что существующие в регионах запреты на проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций в местах, расположенных на определенном расстоянии от входа в здания, занимаемые органами государственной власти, порой вводят непреодолимый барьер для реализации права на свободу мирных собраний вблизи любых органов региональной и муниципальной власти, а также любых республиканских государственных.

"Самарский областной суд посчитал, что нормы региональных законов, признанные постановлением №33-П не соответствующими Конституции РФ, отличаются от примененных в их деле норм законодательства Самарской области", - говорится в материалах КС.

По мнению заявителей, оспариваемое ими положение закона Самарской области распространяет этот запрет на все без исключения публичные мероприятия без учета его характера, количества участников, планируемой даты проведения, а также иных обстоятельств, чем выходит за конституционные пределы законодательных полномочий субъектов РФ. Поэтому они обратились в КС.

Дополнительные гарантии прав

КС РФ отметил, что федеральные нормы о мирных собраниях устанавливают места, в которых их проведение запрещено, и при этом наделяет власти субъектов РФ правом устанавливать "дополнительные гарантии прав" с учетом региональных особенностей. 

По мнению КС, когда субъект РФ запрещает определенное место для проведения мероприятия, законодателям необходимо учитывать целый комплекс факторов (производственных, инфраструктурных, экологических, транспортных, санитарных и других).

"Субъекты должны соблюсти установленные на федеральном уровне правила и обозначить такие места исключительно на основе региональных особенностей и условий, не нашедших отражения в федеральных законах, без произвольного ограничения права мирно собираться. Осуществляя такое регулирование, нельзя вторгаться в предметы федерального ведения, снижать уровень основных гарантий и вводить ограничения конституционных прав", - объясняет КС, указывая что неконституционные положения как в законе Самарской области, так и аналогичные положения в других региональных законах, должны быть изменены.  

Дела заявителей подлежат пересмотру. 

Лучше митинговать в гайд-парках

Вместе с тем КС РФ обращает внимание на то, что принятие настоящего постановления не отменяет действия, в том числе на территории Самарской области, части 2.1 статьи 8 федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в соответствии с которым органы исполнительной власти субъекта РФ имеют право принять перечень мест (гайд-парков), специально отведенных для проведения публичных мероприятий, и все публичные мероприятия должны проводиться, как правило, в таких местах. Соответственно, проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований в других местах, как подчеркивает КС, должно быть обусловлено объективными причинами, которыми могут стать занятость гайд-парка, недостаточность его предельной заполняемости заявленному числу участников, верифицируемая связь планируемого публичного мероприятия с конкретным местом и тому-подобное.

"Иначе реализация конституционно гарантированного права граждан на свободу мирных собраний будет сопряжена с незаконным отступлением от установленных федеральным законодателем правил проведения публичных мероприятий, определяющих пределы усмотрения их организаторов в вопросе выбора места таких мероприятий, имеющие своим предназначением обеспечение в указанной сфере разумного баланса частных и публичных интересов", - говорится в постановлении КС.