ДУШАНБЕ, 18 авг - РАПСИ. Верховный суд РФ указал, что усыновление может быть произведено при отсутствии согласия родителей, если дети были подкинуты, найдены во время стихийного бедствия, а также при иных чрезвычайных обстоятельствах, рассказал председатель Третьего кассационного суда общей юрисдикции Василий Волошин на XVII Совещании председателей верховных судов государств-членов ШОС. 

По его словам, такая позиция изложена в соответствующем акте ВС. 

При этом, при наличии исключительных обстоятельств, суд вправе по просьбе усыновителей обратить решение об усыновлении к немедленному исполнению, например, когда требуется срочная госпитализация ребёнка для проведения курса лечения или оперативного вмешательства, а промедление ставит под угрозу его жизнь и здоровье, отметил Волошин. 

Интересы ребенка 

Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении связаны с обеспечением приоритетной защиты интересов ребенка, всесторонним и полным учетом его потребностей, напоминает глава 3КАССОЮ. 

«В целях наилучшего обеспечения интересов детей правовая позиция Верховного суда РФ предусматривает, что мнение ребенка, который по состоянию здоровья не способен явиться в судебное заседание - например, в связи с инвалидностью и ограничением возможности передвигаться - может быть установлено судом по месту его нахождения, без необходимости личной явки ребенка в суд», - указал он. 

Волошин напомнил, что обязательным условием усыновления выступает согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, однако с учетом разъяснений высшей судебной инстанции, мнение более младшего ребёнка, способного сформулировать свои взгляды, также принимается во внимание.

Российские суды не ограничиваются формальным соблюдением требований закона, а выясняют и учитывают нравственные и другие личные качества усыновителя и проживающих совместно с ним членов его семьи и другие важные обстоятельства, отмечает Волошин. 

Безусловный характер 

Важным условием надлежащего рассмотрения дела об усыновлении выступает личное участие усыновителя в судебном заседании, с тем, чтобы у суда имелась возможность задать ему соответствующие вопросы, считает председатель 3КАССОЮ. 

«В этой связи суды учитывают, что обязанность усыновителя явиться в судебное заседание носит безусловный характер, и даже наличие судебного представителя не освобождает его от обязанности лично явиться в суд», - отмечает он. 

Без формализма 

По словам Волошина, российские суды избегают формализма и широко используют в интересах ребенка институт судебного усмотрения. 

Так, в соответствии с законом разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть, как правило, не менее 16 лет. 

«Однако по причинам, признанным судом уважительными - например, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, и считает его своим родителем - разница в возрасте может быть сокращена при условии, что это позволит усыновителю обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие», - приводит глава кассационной инстанции пример. 

Или, в силу Семейного кодекса России, нельзя быть усыновителем при невозможности обеспечить ребёнку хотя бы прожиточный минимум. Однако суд вправе отступить от этого запрета, с учетом интересов ребенка и других заслуживающих внимания обстоятельств: если ребенка усыновляет его родственник или до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, либо усыновитель проживает в сельской местности и имеет подсобное хозяйство, уточняет Волошин. 

«Таковые основные особенности рассмотрения дел об усыновлении и удочерении детей судами Российской Федерации. Эти особенности обусловлены прежде всего необходимостью приоритетной защиты интересов детей, отказом от формального подхода к судопроизводству, содержательным и всесторонним изучением всех фактических обстоятельств, влияющих на решение по делу об усыновлении», - резюмировал он.