МОСКВА, 15 фев — РАПСИ. При выдаче дистанционных кредитов банки обязаны применять повышенные меры предосторожности, если сразу после заявки на получение средств приходит заявка на перевод денег третьему лицу, следует из определения Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции.

Кассационный суд встал на сторону жертвы мошенников, которые от её имени получили кредит в банке «Хоум кредит» и похитили средства. Сразу после получения денег банк перевёл средства на счёт третьего лица в другом банке якобы по заявке жертвы мошенничества. Кредит был получен дистанционно с помощью электронной подписи путем направления смс-кодов на телефон заявителя жалобы.

Первая инстанция и апелляция взыскали с неё 832 тысячи рублей, которые требовал банк, но кассация посчитала, что кредитная организация повела себя неосмотрительно и недобросовестно. 

«Однако доказательств, свидетельствующих о доведении до потребителя общих условий кредитного договора и согласовании с ним его индивидуальных условий, в судебных постановлениях не приведено; не указано, каким образом сформировано условие о переводе денежной суммы на счёт в ином банке; отсутствуют сведения о том, кому принадлежит этот счёт. Информация о совершении операций по перечислению денежных средств на счет истца и по переводу денежных средств на счет другого лица ответчиком истцу не направлялась», — указали в пресс-службе суда. 

Кассация ссылается на правовую позицию, изложенную в определении Конституционного суда РФ от 13 октября 2022 года №2669-0, согласно которой при рассмотрении таких споров особого внимания требует исследование добросовестности и осмотрительности банков. В частности, к числу обстоятельств, при которых кредитной организации в случае дистанционного оформления кредитного договора надлежит принимать повышенные меры предосторожности, следует отнести факт подачи заявки на получение клиентом кредита и незамедлительная выдача банку распоряжения о перечислении кредитных денежных средств в пользу третьего лица. 

«В рассматриваемом случае суды не дали оценки действиям банка с точки зрения добросовестности, разумности и осмотрительности при заключении договора и исполнении обязательств», — отметили в пресс-службе.