МОСКВА, 14 мар — РАПСИ. Прекращение уголовного дела и назначение судебного штрафа возможно только в случае, если привлекаемое к ответственности лицо в достаточной мере возместило ущерб, следует из обзора практики по уголовным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции.

В кассационную инстанцию обратился прокурор, подавший представление на постановление Хабаровского районного суда, прекратившего уголовное дело незаконно перевозившей 190 килограмм осетровой икры женщины. Она приобрела икру за 500 тысяч рублей для последующей перепродажи, но после задержания отправила всего 10 000 рублей на счет Амурского управления Росрыболовства в качестве возмещения ущерба.

Суд первой инстанции посчитал, что таким образом предприниматель загладила причиненный преступлением вред и прекратил уголовное дело в её отношении. 

«Кассационным постановлением от 7 июля 2022 года постановление суда отменено по кассационному представлению прокурора, дело передано на новое судебное рассмотрение. В обоснование принятого решения указано, что, разрешая вопрос о возможности применения положений о судебном штрафе, суд не учёл и не оценил как особенности объекта преступного посягательства, так и несоразмерность принятых подозреваемой мер по заглаживанию вреда», — следует из обзора. 

Кассационная инстанция сослалась на определение Конституционного суда РФ от 26.10.2017 № 2257-О, согласно которому, действия, направленные на заглаживание вреда и свидетельствующие о снижении степени общественной опасности преступления, нейтрализации его вредных последствий, не могут быть одинаковыми во всех случаях, а определяются в зависимости от особенностей конкретного деяния.

«Вывод о возможности такого освобождения, к которому придет суд в своем решении, должен быть обоснован ссылками на фактические обстоятельства, исследованные в судебном заседании; суд обязан не просто констатировать наличие или отсутствие указанных в законе оснований для освобождения от уголовной ответственности, а принять справедливое и мотивированное решение с учетом всей совокупности данных, характеризующих в том числе особенности объекта преступного посягательства, обстоятельства его совершения, конкретные действия, предпринятые лицом для возмещения ущерба или иного заглаживания причиненного преступлением вреда, изменение степени общественной опасности деяния вследствие таких действий, личность виновного, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность», — уточняет в обзоре.

(Постановление № 77-1214/2022)