Петербурженка не смогла отсудить отнятую у нее обманом квартиру у добросовестного покупателя, поскольку тот лично не был участником аферы, благодаря которой бывшая владелица осталась без жилья и без денег. Об этом в своем телеграм-канале рассказала руководитель Объединенной пресс-службы судов Петербурга Дарья Лебедева.


Давайте вместе поймаем мошенников

Иск жертвы мошенников, в котором она требовала признать договор купли-продажи ее бывшей квартиры недействительным и применить последствия недействительности сделки, рассматривал Выборгский районный суд Петербурга.

В обоснование своих требований истица рассказала, что в январе 2024 псевдосотрудники оператора связи и Центробанка России "спасали" ее от мошенников, которые якобы пытались оформлять на ее имя кредиты. Чтобы обмануть этих несуществующих мошенников, женщина перевела на указанные "сотрудниками" счета все свои деньги, еще миллион рублей, которые сама взяла в кредит, девять миллионов рублей, врученных за квартиру, которая также была продана по совету "друзей" из телефона. При этом для продажи квартиры она нашла агента недвижимости, который помог ей оформить сделку, но при этом не понял, что его клиентку обманывают. А потом мошенники сказали ей выехать из квартиры и ждать, когда ей вернут деньги и жилье, что она и сделала.

Подождав некоторое время, женщина поняла, что ее обманули. Полиция ничем не смогла ей помочь, и тогда потерпевшая пошла в суд и предъявила иск добросовестному покупателю, желая оспорить сделку.

Сделки мнимыми не бывают

Как рассказала Лебедева, Выборгский районный суд, изучив огромное количество документов и справок, допросив свидетелей, дал понять, что представления истца не всегда являются объективной реальностью.

"Само по себе то обстоятельство, что истец при заключении договора купли-продажи полагала его мнимым, то есть сделкой, совершенной лишь для вида (только для поимки с поличным несуществующих мошенников — прим. ред.), не является основанием для признания указанного договора недействительным", — сказал суд.

Также суд установил, что ответчик является добросовестным покупателем, который передал за эту квартиру свои 3,15 миллиона рублей, а также 5,85 миллиона рублей, взятых в кредит, принял объект по акту, оформил на него право собственности и начал ремонт. "Доказательств обмана со стороны покупателя в материалы дела представлено не было, как не было установлено и то, что лица, убедившие истицу по телефону продать квартиру, действовали в интересах добросовестного покупателя. Также суду не было представлено и доказательств того, что агент недвижимости участвовал в обмане истицы", — пишет Лебедева в своем телеграм-канале.

То есть, по мнению суда, то, что истица осталась без денег, которые заплатил добросовестный приобретатель, не является основанием для признания договора купли-продажи квартиры недействительным: факт получения от ответчика полной стоимости проданной квартиры был подтвержден собственноручной распиской истицы, подлинность которой в процессе рассмотрения дела не оспаривалась.

Выборгский районный суд отказал жертве мошенников в удовлетворении ее иска. Решение было обжаловано. Санкт-Петербургский городской суд оставил решение без изменений.

Последствия положительных решений

В одном из дел, рассматривавшихся в Калининском районном суде Петербурга, суд принял решение в пользу обманутой мошенниками женщины. Но ее иск был удовлетворен не в полной мере. Суд вернул ей жилье, аннулировал запись о наличии обременения в виде ипотеки (которую оформлял покупатель), но истица в свою очередь должна была вернуть покупателю деньги, которые он ей передал. А это 6,5 миллиона рублей, которых у нее не было.

Подписаться на канал РАПСИ в MAX >>>