МОСКВА, 24 дек — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ обратил внимание на недопустимость отказа в выплате пенсии по случаю потери кормильца отчиму погибшего военного без учета конкретных обстоятельств дела, говорится в обзоре практики ВС РФ по пенсиям военнослужащих и сотрудников силовых ведомств.
Заявитель обратился в суд с иском к военному комиссариату, требуя признать незаконным прекращение выплаты ему пенсии по случаю потери кормильца. Он получал эту пенсию с 1 февраля по 30 сентября 2023 года, но с 1 октября 2023 года выплаты прекратились. Военный комиссариат аргументировал прекращение выплат тем, что заявитель является отчимом, а не биологическим отцом погибшего военнослужащего.
Как утверждал заявитель, он зарегистрировал брак с матерью погибшего в 1985 году и с того момента воспитывал и содержал его с шестилетнего возраста до его совершеннолетия — более 12 лет. Отчим и погибший проживали совместно одной семьей более 22 лет. По мнению заявителя, он фактически заменил погибшему отца и имеет право на пенсию по случаю потери кормильца.
Как отмечает ВС РФ, согласно части 3 статьи 7 Закона № 4468-I, родители лиц, умерших (погибших) вследствие определенных причин (например, при исполнении обязанностей военной службы), имеют право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по случаю потери кормильца и любой другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Часть 1 статьи 34 того же закона устанавливает, что отчим и мачеха имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.
Суд первой инстанции, а затем апелляционный и кассационный суды пришли к выводу, что отказ в назначении пенсии без учета конкретных жизненных обстоятельств заявителя недопустим. Суд учел, что заявитель вырастил и воспитал военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей. Также было установлено, что биологический отец погибшего не участвовал в его воспитании до совершеннолетия.
ВС РФ отмечает, что государственная политика в области пенсионного обеспечения членов семей погибших военных направлена не только на восполнение материальных потерь, но и на выражение от имени государства признательности гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества — защитников Отечества. Обращение отчимов (мачех) погибших военнослужащих, получающих страховую пенсию по старости, в уполномоченные органы с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны Российской Федерации, указал ВС РФ, не может служить безусловным основанием для отказа таким пенсионерам в назначении пенсии по случаю потери кормильца по мотиву отсутствия биологического отцовства без исследования и учета конкретных жизненных обстоятельств этих пенсионеров, их участия в жизни и воспитании будущих военнослужащих до их совершеннолетия.
В тексте ВС РФ упоминается правовая позиция Конституционного суда РФ, согласно которой система социальной защиты должна строиться на принципах равенства, справедливости и соразмерности. Отказ в назначении пенсии без учета конкретных обстоятельств (участие в жизни и воспитании будущего военнослужащего) противоречит этим принципам и ставит отчимов (мачех), длительное время воспитывавших военнослужащих, в худшее положение по сравнению с биологическими родителями, которые уклонялись от своих обязанностей.



