МОСКВА, 9 фев — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ подтвердил право Росархива относить дела реабилитированных жертв политических репрессий в СССР к документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.
В суд высшей инстанции обратился Владимир Редекоп. Он просил признать недействующим приказ Росархива от 20 марта 2025 года № 38 «Об утверждении порядка отнесения документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах, к документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, а также снятия указанного ограничения».
По словам истца, оспариваемый акт не позволяет ему получить копии архивных документов, содержащих сведения о его родственниках, которые были репрессированы в 30-е и 40-е годы прошлого века.
Редекоп настаивал на несоответствии приказа Конституции РФ. Кроме того, по его мнению, ограничение доступа к информации, а также условия, порядок и отнесение информации к служебной тайне возможно только федеральным законом.
Позиция ответчика
Представитель Росархива Вячеслав Бармин указал, что в соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения к ней может относиться и несекретная информация, если ее распространение способно создать угрозу интересам России.
«Сам порядок регламентирует исключительно взаимодействие государственных, муниципальных архивов, уполномоченных органов в сфере архивного дела в субъектах РФ с Росархивом по вопросам отнесения документов Архивного фонда к документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения», — уточнил Бармин.
Он добавил, что это предполагает создание специальной экспертной комиссии, которая принимает решения. Они являются рекомендациями для руководителя Росархива, который на их основании принимает решение в виде конкретного организационно-распорядительного акта — приказа.
Представитель ответчика подчеркнул, что порядок позволяет также снимать ограничения с архивных документов, многие из которых до сих пор имеют пометку «для служебного пользования». Ранее такой возможности не было, что приводило к отказам гражданам в доступе к важным для них сведениям. При этом сейчас решения принимаются точечно экспертной комиссией Росархива и не носят массового характера.
Бармин также отметил, что документы Редекопа еще не рассмотрены на заседании комиссии. «Я, как представитель Росархива, могу официально заявить, что еще никаких решений и организационно-распорядительных актов не выносилось по поводу того, отнести данные документы к документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, либо не относить», — указал представитель ответчика.
Представитель заинтересованного лица — Минюста России — Иван Малыгин отметил, что акт законен. Прокурор просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме. «В удовлетворении административного искового заявления <...> отказать», — сказала председательствующая Екатерина Корнелюк.



