МОСКВА, 11 мар - РАПСИ, Федор Шацилло. Количество развлекательных телешоу, транслирующихся по всему миру, увеличивается с каждым годом. Зачастую они оказываются похожими друг на друга, и в этих условиях правообладателям приходится отстаивать свои права на них. На формат передач как таковой не распространяется авторское право, ведь, например, кулинарные шоу стары как телевизионный мир, и признание за кем-либо прав на них выглядит так же, как попытка найти место на земле, где впервые было изобретено колесо. Так как же правообладателям отстаивать права на свою интеллектуальную собственность? В этом и других вопросах попытались разобраться эксперты круглого стола, организованного Российским национальным комитетом международной торговой палаты (ICC Russia) в партнерстве с международной Ассоциацией по признанию и защите форматов (FRAPA) и при поддержке Baker & McKenzie Moscow.

В ходе круглого стола на тему "Телепередачи и интеллектуальная собственность: правовая мозаика" в пятницу специалисты юридического сообщества попытались разобраться с термином "формат" телепередачи. Это понятие, как таковое, стало на слуху после судебных тяжб из-за шоу "Точь-в-точь". Испанская компания Gestmusic Endemol обратилась с иском к Первому каналу летом 2014 года с требованием запретить показ телешоу. Иностранцам принадлежат исключительные права на формат шоу перевоплощений Your face sounds familiar ("Ваше лицо кажется знакомым"). Арбитражный суд Москвы в октябре 2014 года полностью отклонил иск, решение первой инстанции поддержали вышестоящие суды.

По мнению Gestmusic Endemol, в шоу "Точь-в-точь" использованы "практически все ключевые элементы" формата, принадлежащего испанской компании, в том числе "образы жюри". В то же время Первый канал отмечал, что в российском законодательстве нет такого охраняемого объекта авторского права, как формат.

Формат как таковой

Выступая на круглом столе в пятницу руководитель направления Форматы ГТК "Телеканал "Россия" Екатерина Иванова отметила, что формат - совокупность охраняемых по российскому законодательству элементов (логотипы, название, ключевые фразы, товарные знаки) и не охраняемых (концепции, идеи, принципы, методы, способы). Соответственно, защищать интеллектуальную собственность на формат надо через охраняемые элементы.  При этом Иванова сказала, что в России, помимо иностранных, также появились и свои оригинальные форматы - например, сериал "Кухня" и телешоу "Что? Где? Когда?".

В свою очередь представитель юридической службы Первого канала Александр Бобров сказал, что формату как таковому не следует придавать правовую защиту."Если мы сейчас решим, что формат, как набор концепций и идей, подлежит правовой охране, то, по большому счету, мы сделаем авторское право бесполезным. По той простой причине, что обладатель одной идеи - одно лицо. Никто другой на основании этой идеи не сможет создать новой идеи... Мы уничтожаем сразу свободу творчества, автора", - сказал он.

Судья Суда по интеллектуальным правам Сергей Рогожин, рассматривающий дело Gestmusic Endemol против Первого канала в рамках кассационной инстанции, отметил, что при вынесении судебного акта "было тяжело", а "основная схватка развернулась в совещательной комнате (судей)". "Формат - такая вещь. Можно его закрепить (законодательно), а через три года мы придумаем что-то другое. Чем тяжело правовое регулирование, что ничего нельзя зарегулировать навсегда", - сказал он.

В то же время советник  Baker & McKenzie CIS Дарья Ермолина полагает, что эффективные инструменты правовой защиты формата есть уже сейчас, и правообладатели могут их применять. При этом, по ее мнению, защищать формат можно как через суд, так и через антимонопольную службу, используя закон "О защите конкуренции".

Россия не является исключением в вопросах защиты формата, отметил в четверг старший юрист Baker & McKenzie CIS Дмитрий Семенов. "Защита прав на форматы везде идет очень сложно", - сказал он, анализируя международную практику в отношении защиты форматов. Семенов добавил, что по всему миру идеи и концепции не подлежат правовой охране. Проще всего защищать форматы в Италии. В Нидерландах, Великобритании и США - весьма тяжело, подытожил он.

Не форматом единым

В ходе круглого стола "Телепередачи и интеллектуальная собственность: правовая мозаика" обсуждался также еще ряд вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью. Так, партнер Goltsbalt BLP LLP Елена Трусова рассказала о проблемах правовой охраны развлекательного контента, уделив внимание проблемам его цитирования и пародий на его основе. Управляющий партнер "Кульков, Колотилов и партнеры" Максим Кульков рассказал об охране фонограмм в составе аудиовизуальных произведений, а исполнительный директор международной Ассоциации по признанию и защите форматов (FRAPA) Bianca Rootsaert рассказала о деятельности своей организации, отметив, что "свои форматы приносят больше денег, чем украденные".