МОСКВА, 21 ноя — РАПСИ, Никита Ширяев. Уголовное преследование адвоката нередко является расплатой за проявленную защитником принципиальную позицию по конкретному делу, считает российский учёный-криминалист, доктор юридических наук Юрий Гармаев.
"Зачастую уголовные дела в отношении представителей адвокатского сообщества возбуждаются с определенным скрытым мотивом, таким как месть за принципиальность адвоката, проявленную по конкретному делу, либо как результат скрытого конфликта между сторонами или адвокатом и судом", — заявил Гармаев в ходе заседания Научно-консультативного совета Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ.
По его словам, представители стороны обвинения или судьи, понимая, что адвокат своими жалобами может добиться привлечения их к юридической ответственности, инициируют возбуждение уголовного дела в отношении самого защитника. Эксперт уточнил, что типовыми статьями, по которым будет предъявлено обвинение в подобном случае, являются статья 310 УК РФ (разглашение данных предварительного расследования), статья 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти), статья 298.1 УК РФ (клевета в отношении судьи, прокурора, следователя, лица, производящего дознания).
При этом Гармаев был вынужден констатировать, что на сегодняшний день никто не проводит каких-либо обучающих семинаров для представителей адвокатского сообщества по вопросам защиты от незаконных обвинений. "Тема самозащиты адвокатов у нас пока еще только начинает обсуждаться", — согласился со спикером президент ФПА Юрий Пилипенко.
Дело есть — потерпевших нет
По данным статистики, озвученной в ходе мероприятия, по большинству дел профессиональным защитникам предъявляются обвинения в мошенничестве. "Зачастую статью 159 вменяют адвокату в обстоятельствах задержания его с поличным во время или сразу после получения денежных средств от доверителя, предназначенных якобы следователю, судье, прокурору", — отметил Гармаев.
Вместе с тем, по его мнению, значительная часть из предъявленных обвинений недостаточно законна и обоснована, поскольку в уголовных делах о мошенничестве отсутствуют потерпевшие, и, таким образом, "непонятно кому причинен ущерб".
Эксперт добавил, что по коррупционным статьям ежегодно к ответственности привлекается примерно 70-80 адвокатов. Помимо этого, профессиональным защитникам нередко предъявляются обвинения в совершении преступлений против правосудия: подстрекательстве к даче заведомо ложных показаний, подкупе или принуждении к даче показаний, вымогательстве.
Некомпетентность защитников
В своей речи Гармаев также обратил внимание на некомпетентность адвокатов, защищающих своих коллег по цеху. "Изучая уголовные дела в отношении адвокатов, где в качестве доказательств использовались результаты оперативно-розыскной деятельности, в половине приговоров я нахожу существенные нарушения закона об ОРД, не выявленные адвокатом-защитником. На мой взгляд, это проблема связана с недостатком обучения адвокатов вопросам выявления нарушений оперативно-розыскного законодательства", — подчеркнул спикер.
Поддержала коллегу член научно-консультативного совета ФПА Елена Лукьянова, которая отметила, что в университетах почти не изучают основы оперативно-розыскной деятельности. "Кроме специализированных вузов, которые готовят специалистов в области правоохранительной деятельности, ОРД нигде не преподают", — подвела неутешительные итоги Лукьянова.